Александра Полякова
Маленький театр в жизни групп семейной логопсихотерапии для заикающихся дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Маленький театр в жизни групп семеййной логопсихотерапии для заикающихся дошкольников
Фея знала своё дело, и, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело, совершала чудеса.
Фея Кукол создавала, мастерила, колдовала.
Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.
И в её руках послушно обретали Куклы Души.
Ведь у Кукол судьбы тоже с человеческими схожи.
А потом свои трофеи раздавала людям Фея.
Публикация «Маленький театр в жизни групп семейной логопсихотерапии для заикающихся дошкольников» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Потому, что это средство,
Чтобы вечно помнить детство …
Л. Рубальская
А. П. Чехов утверждал, что настоящий педагог должен быть хорошим художником и артистом, горячо влюбленным в свое дело. Убедительность, индивидуальность, харизма и артистизм педагога – это ступени на пути его успешного восприятия воспитанниками и учениками, сказочная тропинка, которая может проложить путь к их чувствам, душам и сердцам.
Мир дошкольного детства ярок и прекрасен в своем буйстве красок, мыслей и идей. Но в то же время сложен, особенно когда дети сталкиваются с трудностями и испытывают потребность в особых условиях воспитания, развития и образования. И эти условия создают педагоги, обеспечивая помощь, коррекцию, социальную реабилитацию.
На протяжении почти двух десятилетий мы, педагоги МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» г. Таганрога, реализуем программу «Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада» (Н. В. Глухова-Зиздо) – адаптированный вариант семейной групповой логопсихотерапии Н. Л. Карповой. Наши воспитанники – это дети с особыми потребностями, которым просто необходимо обретать навыки плавной красивой речи, похожей на речь великих артистов, дикторов телевидения, ораторов и, конечно, любимых сказочных героев. Но так ли просто замотивировать маленького человечка, у которого еще нет осознанного страха речи, и который не понимает необходимости приобретения новых знаний и умений в области сценической речи, актерского мастерства, умения держаться на сцене. Ответ очевиден …
Вот здесь на помощь и приходит театр!
В нашей дошкольной группе «Звездочка» командой педагогов-единомышленников и их коллег-помощников выстраивается сложная система театрализованных мероприятий, которая пронизывает все этапы дошкольной логопсихотерапии (сказкотерапия, занятие-сказка с элементами сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии, этап активной логопсихотерапии, поддерживающий этап). Благодаря использованию театрализованных средств происходит мощная мотивация заикающихся дошкольников, их родителей, родственников на активную работу в процессе логопсихокоррекции.
Безусловно, это колоссальный командный труд. Педагог теперь не просто педагог, а актер на сцене, помогающий поверить в чудеса, научиться видеть хорошее и доброе, стать смелее и увереннее, ощутить свои силы и возможности. На первом – сказкотерапевтическом – этапе перед детьми рождаются театрализованные педагогами сказки, рассказы, истории, в которых отражены общечеловеческие ценности, такие как: любовь, доброта, забота, дружба, сопереживание, взаимоподдержка. В каждом занятии по сказкотерапии логопед и воспитатели ставят мини-спектакли по мотивам прочитанных произведений, играют роль проводников в сказочный мир, помогая детям понять сюжет, поступки героев, открыть для себя мир волшебства и чудесных превращений.
На этапе сеанса эмоционально-стрессовой терапии логопсихотерапевт перевоплощается в Фею красивой речи, искренне и с большим трепетом помогает своим подопечным перевоплощаться в сказочных героев: Мальвину, Королевича Елисея, Царевну-Лебедь, «Прекрасного Лебедя», Буратино, Знайку, Ивана-Царевича и пр. Из этого образа дети начинают звучать красивыми голосами. Чтобы занятие-сказка состоялось педагогу нужно быть сценаристом, уметь срежиссировать театрализованную постановку, продумать мизансцены. Вместе с Феей красивой речи свои роли помощников играют педагоги группы поддержки. В наш маленький театр приходят и Отважные капитаны, и Принцессы с Принцами, Королевы сказочных стран, Волшебницы и Волшебники, Золотая рыбка. Каждый педагог, исполняющий свою роль, занимает свое особое место, и как отдельное звено в театральном искусстве, является связующим элементом всего этапа. Каждый педагог (логопсихотерапевт, помощник, как и любой артист, должен иметь в своем опыте умения, помогающие вжиться в роль, подобрав для этого костюм и аксессуары, отрепетировать подходящий тембр голоса, интонацию и манеру поведения, а еще важно свободно держаться, выходя на сцену.
Всё действие происходит в присутствии большого количества знакомых и малознакомых людей. Для ребят это становится первым успешным опытом выступления перед публикой. Всё как в театре – сцена, декорации, зрители, только жизнь своя, собственная … И успех свой, заслуженный. Аудитория, зрители, – это тоже наше театральное единство, ведь в зале сидят родители, которые волнуются, сопереживают, радуются первым победам своих малышей. И как после просмотра спектакля со счастливым концом, они тоже начинают верить, что всё возможно, что всё получится. От успешности этого спектакля – самого первого – во многом будет зависеть результат логопсихотерапии.
На этапе активной логопсихотерапии театралами становятся все участники реабилитационного процесса: и педагоги, и дети, и их родители. Через отождествление себя с образом сказочного героя наши дети овладевают навыками плавной, красивой речи. Применяемые нами логопсихотерапевтические технологии заимствованы у педагогов по сценической речи, актерскому мастерству (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, используем игровые упражнения для работы над дикцией и голосом, интонационной выразительностью. Они успешно адаптированы под наши цели, условия и возможности. Благодаря уникальной дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой дети под руководством логопеда и воспитателей группы овладевают диафрагмальным типом дыхания. Эту гимнастику использовали знаменитые актеры, практикуют в настоящее время известные артисты, певцы, мастера эстрады.
Каждый новый этап овладения речевыми навыками завершается совместными детско-родительскими мини-экзаменами, которые представляют собой театральные постановки на сцене, где дети и родители демонстрируют свою новую красивую речь. Экзамен в форме веселого спектакля позволяет отслеживать постепенные качественные изменения и в речи, и в поведении детей и родителей. На этапе подготовки педагоги и родители вновь становятся сценаристами и режиссерами, художниками и музыкантами. По окончании совместного экзамена-праздника каждый получает свою долю аплодисментов в подтверждение успеха. Каждый раз мы получаем от родителей эмоциональный отклик о происшедшем: об успехах ребенка, о его и своих эмоциональных состояниях, об удовлетворенности со-участием и со-творчеством. Обычно этот отклик положительный.
В течение всего учебного года нами успешно поддерживается и закрепляется работа над приобретением навыков публичного выступления. Любой праздник, связанный с календарно-тематическим планом детского сада и группы, для нас как ступень на пути развития и роста личности. За весь год ребята и взрослые успевают перевоплотиться в Снегурочек со Снеговиками и отправиться на Север в поисках Дедушки Мороза; преобразиться в Спящую Красавицу и Золушку, веселого Буратино и Прекрасного Лебедя, Ивана-Царевича. Вместе с этими героями дети и взрослые учатся верить в свои самые сокровенные желания, обретают понимание того, насколько мы все разные в этом мире, как важно быть смелыми и терпеливыми, умными и добрыми и обязательно талантливыми.
А дальше – больше …
Наши выпускники в настоящее время не только успешно овладевают навыками красивой речи, но и становятся настоящими артистами. Они играют в школьных спектаклях, приходят в театральные студии, творят в драматических кружках и молодежных театрах.
Мы верим в то, что наш маленький театр – это чудо, это сказка, театр, который навсегда меняет нас и дарит веру в светлое будущее, помогает обрести желаемые результаты!
Литература
1. Глухова Н. В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Программа. Таганрог: ПТ «Нюанс», 2005.
2. Семейная групповая логопсихотерапия : исследование заикания / Под ред. Н. Л. Карповой. М. : СПб: Нестор-История, 2011.
3. Семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников : 15 лет спустя / ред. -составитель А. Ю. Кругликова. Таганрог: ПТ «Нюанс», 2017.