Татьяна Харитонова
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве важнейшей функции дошкольного образования выступает гармоничное развитие и воспитание гражданина России с опорой на базовые национальные ценности. Патриотическое воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и
нашей жизнью. Будущее страны зависит от духовного потенциала
подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты,
готовности служить Отечеству.
Актуальность вопроса в том, как восстановить утраченные ценности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Нельзя забывать о своем культурном прошлом, об обычаях, традициях. Именно
культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь
в основу его воспитания. Детям необходимы знания о родном крае, стране, ее
истории, культуре, труде людей ее населяющих, что является важнейшим
условием воспитания патриотических чувств.
Наше дошкольное образовательное учреждение большое внимание
уделяет вопросам методического сопровождения педагогов. Внедряются
перспективные направления и формы работы с педагогами, отвечающие новым
требованиям. Одно из направлений деятельности МБДОУ «Детский сад
«Солнышко», которому уделяется особое внимание – патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста.
Значимость патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
обозначена в федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования как задача приобщения детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной и
социальной ситуации развития детей.
Эти задачи мы выполняем, осуществляя образовательную деятельность по
основной образовательной программе, разработанной дошкольной организацией
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, и с учетом примерной образовательной программы
17
дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Но время не стоит на месте, и мы, педагоги, ставим перед собой вопрос: «А
что интересует детей сейчас в мире? Чем они занимаются? О чем думают? Как
воспитать маленького патриота, чтобы он соответствовал требованиям
современного общества?»
Современные условия жизни выдвигают перед нами новые задачи в сфере
воспитания детей дошкольного возраста, решение которых поможет преодолеть
формализм в нашей работе. В условиях современного мира следует нам поновому взглянуть на наш накопленный опыт патриотического воспитания детей.
И мы понимаем, что ребенку будет гораздо легче и доступнее понять, осознать и
принять ценности патриотического воспитания, если оно будет подкреплено
практически.
Проанализировав работу по данной системе, мы пришли к выводу о
необходимости внедрения в работу новейших методов и технологий, которые не
казались бы ребенку скучными, а естественно и гармонично наполняли его
мировоззрение содержанием, развивали созидательные способности,
поддерживая детскую познавательную инициативу в условиях ДОУ и семьи.
Новизна работы заключалась в использовании педагогических технологий,
что открывает новые возможности в воспитании у дошкольников
патриотических качеств, комплексного взаимодействия с семьей через
использование совместных социально значимых проектов.
Была организована система работы по патриотическому воспитанию.
Поставлена цель: развитие личности гражданина и патриота России, любящего и
знающего свой родной, край и все, что с ним связано через использование
проектных технологий, тематических акций совместно с информационнокоммуникативными технологиями.
Для достижения этой цели перед коллективом были определены
следующие задачи:
1. Оснащение в ДОУ предметно-развивающей среды по патриотическому
воспитанию.
2. Повышение профессиональной компетентности воспитателей в области
патриотического воспитания.
3. Взаимодействие с семьями воспитанников, социальными учреждениями
района.
В группах организована предметно-развивающая среда патриотической
направленности. Оборудованы центры с оформленными папками и
тематическими альбомами, подобраны дидактические игры, художественная
литература, через которую дети получают знания о своем родном поселке, о
России, Российской армии, о подвигах героев в годы Великой Отечественной
войны.
Проводится методическая работа с кадрами по патриотическому
воспитанию, которая направлена на решение таких задач, как:
всестороннее повышение квалификации и профессионального
мастерства каждого педагога;
18
развитие и повышение творческого потенциала педагогического
коллектива в целом;
достижение оптимального уровня образования и развития
воспитанников по данной теме.
Организуется оказание помощи молодым педагогам, осуществляется
контроль в вопросах патриотического воспитания.
При проведении работы по данному направлению было налажено тесное
сотрудничество педагогов с родителями. Перед воспитателями, педагогомпсихологом стояла задача распознать природные задатки в каждом ребенке,
правильно определить дефициты семейного воспитания, своевременно выявить
проблемы в личностном развитии дошкольника. Очень важным стало психологопедагогическое сопровождение как в целом образовательного процесса, так и
патриотического воспитания. Особую значимость придавало мониторинговое
исследование.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному
направлению, так как является эффективным способом развивающего,
личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Позволяет
пробудить в детях интерес и уважение к истории родного края. Дети начинают
видеть красоту родной природы, испытывать чувство гордости за свою малую
Родину. Для наших воспитанников это поселок Ромоданово, где много
достопримечательностей: музей, заводы, на которых трудятся уважаемые люди
разных профессий. О жизни этих людей, их труде дети узнают на занятиях, во
время просмотра презентаций.