Нина Мещерякова
Презентация «Маленькие герои Великой войны. О Курском музее «Юные защитники Родины» и детях, защищавших страну»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Соколовская средняя общеобразовательная школа»
3 класс
Классный руководитель: Мещерякова Н. И.
Цель: развивать патриотические чувства и формировать чувство гордости за свою Родину.
Задачи:
- Формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне;
- воспитание чувства патриотизма, ответственности за свою Родину;
-воспитание уважения к старшему поколению.
- формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.
Ход мероприятия
(слайд 1)
Публикация «Презентация „Маленькие герои Великой войны, О Курском музее „Юные защитники Родины“ и детях, защищавших страну“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Дети войны, юные герои войны
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Учитель: У каждого народа своя история, свои даты и переживания, связанные с ними. Но одну из них, жестокую и кровавую войну 40-х годов XX века, наш народ не забудет никогда. Великим испытаниям стала она для человечества.
С боями до Берлина вы дошли,
Согретые народною любовью,
Платили вы за каждый метр земли
Своими жизнями, своею алой кровью
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.
(слайд 2 со звуком)
1 уч. С боями до Берлина вы дошли,
Согретые народною любовью,
Платили вы за каждый метр земли
Своими жизнями, своею алой кровью (слайд 3)
2 уч. Священная народная война
Победой завершилась в сорок пятом,
И отмечает каждый год страна
Великий подвиг нашего солдата (слайд 4)
3 уч. Мы не забыли,
Всех Вас знаем,
Погибших в огненном котле.
И низко голову склоняем!
В поклоне матери –Земле! (слайд 5)
(слайд 6)
Учитель: Сегодня я предлагаю вам ребята прочувствовать и пережить то, через что прошли ваши сверстники во время Великой Отечественной войны. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они встретили войну в разном возрасте : кто-то был на пороге юности, кто-то был подростком, а кто-то был совсем крохой.
Тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны, посвящается!
1 чтец.
Горнили к бою трубы полковые. (слайд 7)
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В 12 лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага -
Сыны полков своей страны.
В. Суслов
2 чтец.
Мирно страна проснулась (слайд 8)
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Голос уверенно - строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
С. Маршак
Война сделала их сиротами. (слайд 9)
Война отняла у них родину и свободу. (слайд 10)
Они рано взрослели. (слайд 11)
Учитель: Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу: женщин, стариков и детей. Тысячи подростков были оторваны от школы, стали рабочими на военных заводах, где изготовляли мины и снаряды. Разве это нормально для ребенка — стоять 12 часов в сутки на ящике у станка? Но без ящика им не хватало роста. Они не дотягивались до станка. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Война закалила нас. (слайд 12)
Учитель: Ленинградские дети… У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.
Они разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего".
(слайд 13) Ребята, я хочу рассказать о музее «Юные защитники Родины». Мы с группой ребят побывали в этом музее. Его посещение произвело неизгладимое впечатление. Нам довелось пообщаться с детьми военных лет (они уже были взрослыми людьми). Мы были поражены, сколько же им удалось перенести. Они рассказывали о том, как немцы вешали на балконе их родственников, как они помогали партизанам во время войны. У всех присутствующих по щекам текли слёзы, некоторые плакали навзрыд. Так было жалко мальчишек и девчонок, которые защищали нашу Родину.
Не многим известно, что в Курске находится уникальный музей – «Юные защитники Родины». Это единственный музей в стране, который рассказывает о детях военного лихолетья, которые с оружием в руках защищали отчизну от фашистских захватчиков, и трудились в тылу, приближая день победы. Невольными участниками Великой Отечественной войны стали триста тысяч мальчишек и девчонок, из них пятьдесят тысяч домой так и не вернулись.
Создательница музея Клара Рябова сохранила свидетельства великого подвига самых маленьких для нас, потомков этих ребят. В фондах музея собрано свыше 22 тысяч предметов, повествующих о юных героях. Каждый из них хранит свою историю. Сотрудники музея скрупулезно берегут коллекцию от влияния времени, и дополняют ее свидетельствами участников войны, фотографиями.
В музее собраны материалы почти о 10 тысяч юных защитников Родины со всего Советского Союза, еще по 40 тыс. фамилий поисковые работы продолжаются. (слайд 14)
Очень трудно собрать сведения на сынов и дочерей полков, установить, где находятся документы, подтверждающие прохождение ими военной службы. Многие командиры скрывали тогда такую информацию, не хотели отправлять в детские дома и приюты своих воспитанников, которых очень полюбили.
Герой советского союза, маршал И. Х. Баграмян писал: «…Мы любили этих мальчишек. Порой думали, что перехитрим их, оденем в наскоро перешитую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну, но мальчишки, освоившись, были неуловимыми связистами, отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непримиримое желание быть похожими на настоящих солдат…» (слайд 15)
Один из гитлеровцев сделал следующую запись в своем дневнике «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои».
На курском Мемориале павших в годы войны есть могила 11-летнего Стаса Меркулова. Мальчишка оборонял Курск вместе с отцом – подносил снаряды, заряжал пулеметные ленты. Когда отец погиб, Стас занял его место у орудия. Но автоматной очередью был смертельно ранен – пули попали в живот. Иногда немцы фотографировались на фоне своих жертв (мол, вот какие мы герои, но не в этом случае. Как рассказывали очевидцы тех событий, фашисты, увидев изуродованное тело ребенка у пулемета, сняли каски в знак уважения.
Элина Быстрицкая
Элина помогала матери - ухаживала за ранеными в госпитале, продолжала учебу в школе. А все свободное время проводила на курсах медицинских сестер. В 13 лет Элину взяли санитаркой в госпиталь, а чуть позже она стала лаборанткой в клинической лаборатории.
Сред и многочисленных наград есть Орден Отечественной войны II степени, медали «За победу над Германией». (слайд 16)
Иван Суржиков
В 13 лет ушёл на фронт ВОВ сыном полка, награждён орденом Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги". Во время боёв на Курской дуге его любили слушать генерал 65-й армии П. И. Батов, командующий войсками Центрального фронта К. К. Рокоссовский, который для С. был "крёстным отцом", а бойцы его прозвали "Курским соловьём". (слайд 17)
Костя Феоктистов
Учебу прервала Великая Отечественная война. Костя ушел на фронт, был разведчиком войсковой части.
В 1942 году во время выполнения одного из боевых заданий он был схвачен немцами и. расстрелян. К счастью, рана оказалась не смертельной, после выстрелов Костя упал и потерял сознание. Его приняли за мертвого и добивать не стали, а бросили вместе с другими расстрелянными лежать на снегу. Ночью он очнулся и уполз с места расстрела.
(слайд 18)
Аркадий Каманин
Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
(слайд 19)
Борис Штоколов
Осенью 1944 года Борис из-за голода после 5-го класса бросил школу и уехал в школу юнгой Северного флота. Пришлось пережить ожесточенные бомбежки вражеских самолетов, долгий, полный опасностей переход на транспорте "Вятка" в сопровождении эсминца "Куйбышев" и подводной лодки. На "Вятке" Бориса назначили командиром взвода в роту торпедных электриков. Певческий талант Штоколова пригодился и здесь. Помимо выполнения своих прямых служебных обязанностей он стал запевалой роты.
Наступила победоносная весна 1945 года. После сдачи экзаменов Борис попал на Балтику и был направлен на эсминец "Строгий". Эсминец совместно с другими кораблями и крейсером "Киров" участвовал в первом послевоенном параде на Неве в 1945 году. Принимал в нем участие и Штоколов. (слайд 20)
Сережа Алешков
Во время Сталинградской битвы он спас нескольких человек, включая командира. Когда на блиндаж во время массированной бомбежки упал снаряд, бойцы оказались под завалами. Мальчишка не растерялся и бросился звать на помощь. Лишь благодаря ему людей достали из-под руин. Командир полка, которого тоже вытащили из-под завалов, позже усыновил мальчишку. (слайд 21)
Николай Печененко
Фашисты развлекались, подрезая веревку, – наблюдали за страхом ребенка, готового к смерти. Лежащего без сознания мальчишку обливали ледяной водой, приводили в чувство, а затем бросали в подвал. Несколько раз гестаповцы «шутили» подобным образом (иногда «расстреливали», в перерывах между забавами ребенка избивали, загоняли под ногти спички. После третьей «казни» Колю парализовало. Немцы так и не смогли привести его в чувство – решили, что мальчик мертв. Спасли его партизаны: обнаружили лежащим в землянке без движения, синего от побоев, с выбитыми зубами. Впоследствии к Коле вернулась способность двигаться, но. Пытки и издевательства сказались спустя 14 лет после войны – Николая полностью парализовало. Однако он не сдавался – решил написать книгу. Писал, зажав ручку зубами. Чтобы передать весь ужас войны и все пережитое, понадобилось 600 школьных тетрадей! Книгу «Опаленная судьба» издали в 1984 году (слайд 22)
Виталий Чижиков
В Дмитриевских лесах партизанил 14-летний Виталий Чижиков. В 3 года, перенеся болезнь, лишился слуха и речи. В 1942-м приехал в гости к брату в село Черневка под Дмитриевом. Когда в деревню вошли каратели, его чуть не застрелил немецкий солдат: подросток проигнорировал приказ повернуться к нему лицом. Благо, рядом оказалась сестра, которая и объяснила фашисту, что Виталик глухонемой и приказа просто не слышал. Немцы оставили мальчика в покое, посчитав, что он ничем не сможет им навредить. А Виталий активно помогал партизанам: он умел писать, хорошо рисовал, поэтому без труда докладывал о том, что происходит в оккупированной деревне. Дмитриевский партизанский отряд полтора года вел успешную борьбу с немцами благодаря помощи глухонемого Виталия Чижикова. (слайд 23)
Виктор Сысоев
Витя был посыльным при штабе батальона, доставлял послания командира. Он участвовал в освобождении Брянщины, Смоленщины, Белоруссии. Победный путь продолжался по Литве и Латвии. Однажды, это было в Прибалтике в 1944-м, командир заметил выходившую из леса большую группу немцев, которая могла внезапно напасть на занятых своим делом связистов. Он написал записку и приказал Вите бежать, что есть мочи к нашим. Донесение было доставлено вовремя, автоматчики успели обойти гитлеровцев с тыла и принудили их сдаться в плен. Бойцы потом от души благодарили Витю. Командование же представило Виктора Сысоева к медали «За отвагу», которую вручили ему лишь в 1990 году. Он был также награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года» (слайд 24)
Иван Сычак
Когда первый танк ворвался на окраину Будапешта, наперерез ему бросился мальчик. Он отчаянно размахивал руками и кричал «Товарищи, я ваш, советский, возьмите меня…». Один из танкистов схватил мальчика за одежду и втолкнул его внутрь.
Через считанные минуты советские танкисты перехватили немецкую легковую машину «Опель», из нее вытащили венгерского генерала, у которого были документы и карты. По-русски, он, разумеется, не понимал ни слова. И по-немецки объясниться с ним не удалось. И вдруг Ваня подал голос «Я знаю венгерский, можно помогу?» И преисполненный гордости и осознавая важность доверенному ему дела, Ваня переводил вопросы, задаваемые пленному генералу.
За это Ваню Сычака представили к награде, ему присвоили воинское звание ефрейтор, пошили форму. Так он стал маленьким бойцом, не раз выступая в роли переводчика в разговорах с местными жителями. Маленький боец участвовал в освобождении Австрии и Чехословакии. 9 мая 1945-го двенадцатилетний Ваня Сычак на танке въехал в Прагу. А вскоре командир части вручал бойцам награды. Любимец отряда был награжден медалью «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «За взятие Вены».
(Слайд 25)
Есть в музее маленькая фотография. Сделана она в мае 1945 года в городе Ческе- Будеевице, у австрийской границы. На центральной площади на мощеной мостовой стоит мальчишка в военной форме, в руках у него маленькая девочка. Ей полтора года, она доверчиво прильнула к «няньке» - нашему сыну полка. Этот снимок популярной артистки Пражского театра оперетты. Фамилию и судьбу сына полка установить не удалось. А может быть эти люди и смогли пережить волнующую встречу. (Слайд 25)
Сравните две истории. Одну вы уже знаете, когда русский солдат спасает немецкую девочку. Это ему поставлен памятник в Берлине. Сегодня вы услышали ещё одну историю. Какое же любящее сердце было у наших защитников Родины.
Учитель: 4 долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Но благодаря стойкости, самоотверженности, готовности отдать жизнь за Родину, мы победили. И в этом огромную роль сыграли дети, которые были участниками боевых сражений, связистами, разведчиками, которые последние силы отдавали восстановлению разрушенного хозяйства. (Слайд 27)
Чтец.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье — не в забвенье! (Слайд 28)
Учитель: Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам. Многих сейчас нет уже в живых. Давайте почтим минутой молчания память тех, кто свои жизни отдал в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Для них всегда будет гореть Огонь Памяти! Прошу всех встать.