Елена Игнаткина
Проект «Дети — герои Великой Отечественной войны»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Дети-герои Великой Отечественной Войны» для детей старшего дошкольного возраста
«Быть патриотом
значит не только с уважением
и любовью относится к своей истории,
а, прежде всего, служить обществу и стране»
Президент Российской Федерации
Путин В. В.
«Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
Пусть память верную о ней,
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей и наших внуков внуки».
А. Твардовский
Публикация «Проект „Дети — герои Великой Отечественной войны“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Дети войны, юные герои войны
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Цель проекта – отдать дань памяти детям-героям ВОВ, развитие в детях чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный маленькими героями, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
Задачи проекта
- пробудить интерес дошкольников к героям и событиям Великой Отечественной войны;
- познакомить детей с художественной литературой по теме: рассказами, стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов.
- воспитывать патриотизм, уважение и признательность героям Великой Отечественной войны;
- собрать информацию и подготовить рассказы о малолетних героях Великой Отечественной войны для выступления с ними перед группой;
- формировать у воспитанников навыки работы с дополнительным материалом и историческими документами с целью развития исследовательских навыков и аналитического мышления;
- повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности дошкольников;
- сравнить жизнь современных детей с жизнью детей военных лет;
- привлечь родителей к совместной деятельности.
Вид проекта : познавательно-исторический, группой.
Срок реализации проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Педагогические принципы реализации проекта :
• поисково-исследовательской деятельности;
• Личностно-ориентированного обучения;
• дифференциации и интеграции всех видов деятельности;
• непрерывности.
Актуальность
В 2017 г. исполняется 72 года со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., что позволяет еще раз обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине.
Война стала биографией целого поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба в этой войне. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Это они в несовершеннолетнем возрасте перенесли все тяготы и ужасы войны : немецкие концлагеря, проживание на оккупированных территориях, участие в подполье, партизанских отрядах. Это они трудились наравне со взрослыми, в тылу на фабриках и заводах, на полях колхозов и совхозов, принимали участие в мероприятиях помощи Армии.
И сегодняшние дети обязательно должны знать о подвигах детей, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего. Это подчеркнул В. В. Путин в своем Послании Президента РФ Федеральному Собранию: «Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики».
У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о ее защитниках и героях. Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, “сензитивный” для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Продукты проектной деятельности : краеведческий материал (рассказы, портреты героев, фотографии и документы, письма из семейных архивов и т. д., альбом о детях-героях ВОВ, рисунки «От нас, не видевших войны…», поделки «Военная техника», конспекты НОД, сценарии праздников «Знамя Победы», «Мы будем помнить ваши имена».
Словарный минимум: Патриот, честь, достоинство, долг, Отечество, тыл, фронт, артиллерист,
Основные формы реализации проекта : Экскурсии, НОД, мини-выставки, сюжетно-ролевые игры, составление рассказов, физкультурный досуг, консультации для родителей.
Модель реализации:
Направления деятельности
Сотрудничество с родителями
Взаимодействие с детьми
Взаимодействие со специалистами
Ожидаемые результаты проекта :
-пробуждение интереса подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;
- проявление интереса к чтению художественной литературы патриотической направленности;
- приобретение дошкольниками навыков самостоятельного сбора информации из разных источников;
- закрепление сведений о героях в памяти воспитанников с помощью рассказов - презентаций о малолетних героях Великой Отечественной войны;
- развитие личности дошкольников путем прививания чувств патриотизма, благодарности и сопереживания детям войны, проявление подрастающим поколением внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям;
- создание альбома о малолетних героях и их подвигах с целью дальнейшего использования;
-повышение эффективности детско-родительских отношений и родительского авторитета в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДСО, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДСО.
План реализации проекта
Подготовительный этап (выявление проблемы, определение цели и задач). Подбор материалов по теме проекта
1. Постановка проблемного вопроса «Могут ли дети быть героями войны?»
2. Подборка художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме, музыкальных произведений
3. Пополнение предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию
4. Распределение работы между участниками проекта
5. Работа с родителями по привлечению их к реализации проекта
6. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»
Организационно-практический этап
Познакомить детей с людьми, совершившими подвиг в Великую Отечественную войну. Постановка проблемного вопроса -Что такое подвиг?
Работа с детьми Чтение стихотворений и рассказов о войне
1. «Дорога жизни»
2. «Жила-была девочка»
3. В. Блинов «Хлебная карточка»
4. В. Катаев «Сын полка»
5. Книги серии «Пионеры-герои»
6. Л. Кассиль «Улица младшего сына»
7. В. Губарев «Рассказы о юных героях»
8. «Гаврош» из «Отверженные» В. Гюго
9. «Юные партизанки» В. К. Яковенко
10. «Партизан Леня Голиков» Ю. Коропков
11. «Дети герои Великой Отечественной войны! А. Печерская
12. «Сын артиллериста» К. Симонов
13. «Война и дети» А. Гайдар
Экскурсия в школьный музей боевой славы
Просмотр мультфильма «Мальчиш – Кибальчиш»
Чтение книг по теме «Пионеры герои». Обсуждение книг.
Образы юных мстителей. Как показано в книгах их воинское возмужание, твердая воля?
Какую помощь оказывали дети партизанским соединениям, воинским частям, подполью. Как вы сами готовите себя к защите Родины?
Что мы понимаем под словом «долг перед Родиной». Как его понимали ребята военных лет? Самый близкий и дорогой для меня герой книги.
физкультурный досуг «Соревнования сильнейших» (с участием мальчиков старшего дошкольного возраста)
ОД. Познание и речевое развитие.
«В огне войны сгорело детство, но не прошло бесследно, нет…»
А) подвиг Марата Казея;
Б) подвиг Лени Голикова;
В) подвиг Вали Котика;
Г) подвиг Зины Портновой.
Оформление альбома «Мы против войны»
Беседы о военном времени, показ иллюстраций
8 февраля – День юного героя-антифашиста. Тематическая НОД
Рисование на тему «От нас, не видевших войны…»
конструирование «Военная техника»
Союжетно-ролевые игры: «Моряки», «Военный корабль», «Танкисты», «Разведчики», «Госпиталь», «Артиллеристы» и т. д.
Дидактические игры «Ордена войны», «Определи рода войск», «Мы солдаты», «Кто шагает на параде?», «Скажи наоборот»
Подвижные игры “Шагаем на параде”, “Полоса препятствий”, «Перенеси раненого», «Медицинские сестры»
Прослушивание песен:
1. «Прощание славянки» В. Агапкин
2. «Священная война» В. Лебедев – Кумач, А. А. Александров
3. «В землянке» А. Суриков, К. Листов
4. «Хотят ли русские войны» Е. Евтушенко, Э. Колмановский
5. «День Победы» В. Харитонова, Д. Тухманов 6. «Соловьи» В. Соловьев – Седой, А, Фатьянов.
7. запись голоса Левитана об объявлении войны, 8. звук метронома.
детский конкурс стихов и песен о войне
Работа с родителями
консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»
составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.
Беседы с бабушками, дедушками о военном детстве и последующего создания выставки «Из семейного архива» (фронтовые письма, фотографии, медали).
Изготовление костюмов к сюжетно-ролевым играм
Организация в каждой группе передвижной библиотеки «Произведения о войне» (для чтения детям дома)
Заключительный этап
Работа с детьми праздники «Знамя Победы», «Мы будем помнить ваши имена»
Оформление альбома с рассказами детей «Дети-герои Великой Отечественной войны»
Презентация рассказов о малолетних героях Великой Отечественной войны
Фотовыставка «Дети войны»
работа с родителями приглашение родителей на праздники «Знамя Победы», «Мы будем помнить ваши имена»
Совместное оформление альбома «Дети-герои Великой Отечественной войны»
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2011. – 205 с.
2. Великая Отечественная война 1941 – 1945 : Словарь-справочник/ М. М. Кирьянова. – М., 1985.
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 112 с.
3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному :нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
4. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.
5. Летопись Великой Отечественной. 1941 – 1945: М. : Молодая Гвардия, 1985.
6. Энциклопедия для детей. История России. Т. 5, Ч. 2, 3. – М. : Аванта, 1997.
7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8