Татьяна Шеховцова
Макетирование как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы.
Макетирование, как средство экологического воспитания дошкольников.
Цель - вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным макетам, с их помощью познавать явления окружающего мира.
Формирование экологической культуры у ребенка.
Задачи:
Публикация «Макетирование как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- научить при помощи наглядных макетов формировать элементарные экологические знания.
-формировать навыки использования макетов.
-научить детей создавать новые образы объектов природы с помощью наглядных макетов.
В наши дни проблема окружающей среды наиболее актуальна и привлекает к себе всё больше внимания.
Важное место в формировании экологической культуры отводится игре. В ней формируются правила поведения в природной среде, моральные нормы. Играя, дети накапливают представления об окружающем мире, творчески уточняют, расширяют, закрепляют имеющиеся знания о животных, растениях, явлениях природы. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, обогащает словарь и предоставляет возможность для проявления самостоятельности, сотрудничества и инициативности.
В своей работе по экологическому воспитанию, я использую макеты. Идея их создания у меня появилось давно. Тогда, когда в своей работе, я задумалась о том, как доступнее и нагляднее донести до ребёнка информацию об окружающем его мире.
Макет – уменьшенная модель объекта. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи. С помощью макетов мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.
Макет может быть :
- Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объёмы)
- Настольным (размер ограничивается размером стола или его частью);
- Подиумным (на специальных подставках-подиумах);
- Настенным (макеты в виде объёмных предметных картин с передним предметным планом, а зданий – картина.)
Требования к макетам : они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобными в обращении, доступны дошкольниками для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время.
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
- Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.)
- Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
- Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации)
- Развитие монологической и связной речи.
- Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
- Развитие общей и мелкой моторики рук.
- Развитие коммуникативных навыков.
-Активизация лексического словаря.
- Формирование творческих способностей.
- Воспитание доброжелательности.
- Умение работать в коллективе.
Через любой игровой макет я решаю цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов, формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет. В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.
Изготовление макетов не требует больших финансовых вложений, что немаловажно в работе воспитателя. Я использую бросовый и подручный материал. Собираем с детьми природный материал и так же его используем в своей работе. Работа по созданию макетов также предполагают взаимодействие с родителями воспитанников. Мы активно подключаем родителей к подбору материалов. Они с удовольствием нам в этом помогают.
Макеты в группе : «Жители севера», «Ферма» (домашние животные, «Дерево Времена года», «Огород», «Этажи леса», «Морские жители», «Аквариум», «Космос». Данные макеты мобильны и пополняемы в соответствии с поставленными задачами.
Макеты «Аквариум». «Морские жители»
В процессе игры с этим макетом, знакомлю детей с названием аквариумных рыбок, условно учимся заботиться о них, следят за тем, какой рыбки не стало в аквариуме, а какая наоборот появилась. Схожий по теме макет «Морские жители», знакомит с обитателями морей и океанов. Используя эти макеты, мы с детьми играем в различные дидактические игры: «Угадай по описанию», «Четвёртый лишний», «Где спряталась рыбка», «Какое слово не подходит?» (Рыбак, рынок, рыбка, рыболов. Вода, подводный, водоросль, водить. Морской, море, морщина, моряк.)
Макет «Жители севера»
Использую этот макет на занятиях и в работе, дети не только знакомились со средой обитания, но и быстро запоминали названия животных. С большим интересом слушали рассказы о животных и с лёгкостью отвечали на все вопросы. Детям интересен был сам процесс, они ведь могут быть участниками этих рассказов. Животных можно взять в руки, рассмотреть их в близи и поиграть с ними. Дидактические игры, которые я использовала в работе: «Скажи наоборот» «Назови животного и детёныша», «Кого не стало», «Что делает? что делают?», «Назови семью» и т. д.
Макет «Этажи леса»
Этот макет помог расширить знания детей о лесе и его обитателях.
Игры, в которые мы играли, используя этот макет : «Кто где живёт», «Назови животного», «Угадай по описанию» и т. д.
Макет «Дерево «Времена года»
Этот макет изготовили родители. Макет предназначен для изучения времен года, и как пособие для центра природы в группе. Его можно использовать во время совместной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности.
Макет «Времена года» многофункционален, мобилен и очень легок в использовании.
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Что где находится?» «Угадай время года», игра «Небылица», «Деревья наши друзья».
Макет «Ферма»
Цель макета : знакомить детей с домашними животными и их детенышами; их связью со средой обитания. У воспитанников, пришедших в детский сад выявлено отсутствие в должном объеме знаний о внешнем виде и месте проживания домашних животных, они неправильно называют детенышей домашних животных, но при этом проявляют интерес к ним. Поэтому возникла необходимость создание данного макета.
макет "Ферма", применила на познавательных занятиях, в дидактических играх, таких как: «Кто в домике живет», «Найди маму», «Кто где живет», «Найди и назови». Игры и занятия с применением данного макета проходили интереснее, увлекательнее, вызвали у детей положительный эмоциональный отклик.
Макет «Космос»
Данный макет использовала в работе со старшими дошкольниками.
Такой макет позволяет дать детям наглядное представление о нашем ближнем космосе и закрепить названия планет.
Опыт работы показывает, что овладение экологической культурой доставляет дошкольникам истинную радость, если они и сами принимают участие в изготовлении макетов. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создании нового мира. Вместе с детьми мы изготовили макет «Муравейник».
Таким образом, макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.