Алёна Сибирина
Макет «Наш любимый детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляем вашему вниманию макет «Наш любимый детский сад», созданный нами, воспитателями средней гр №1 д/с № 18 Сибириной Аленой Валерьевной и Балановой Татьяной Алексеевной совместно с детьми и их родителями.
Макет используется для реализации задач как обязательной части образовательной программы д/с, так и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Макет может использоваться в работе с детьми от 3 до 7 лет.
Публикация «Макет „Наш любимый детский сад“» размещена в разделах
Через макет решаются цели и задачи из различных образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Макет способствует развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.
При использовании макета дети описывают, сравнивают, рассказывают, рассуждают, могут использоваться предметы — заместители, вместе с детьми мы придумываем игровые сюжеты.
С помощью макета мы стараемся воспитать у детей бережное отношение к пространству и оборудованию территории детского сада, создаем условия для отражения детьми впечатлений в самостоятельной деятельности, в том числе продуктивной.
В части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы детского сада, макет «Наш любимый детский сад» помогает решать задачи раздела «Природа родного края» по темам: Деревья родного края, Береза – символ России, Птицы родного края, Лесные жители нашего края, Лес – краса земли.
Макет территории детского сада
Основой макета стал двойной лист картона. Мы его покрыли зелёным картоном — «травой» и обозначили на нем зоны: спортивную, игровые площадки и т. п., линией выделили маршрут экологической тропинки.
Для того, чтобы тропа на макете была хорошо заметной, яркой и привлекательной для ребенка, мы использовали стрелки из красной самоклеющейся бумаги.
Для изготовления здания д/с мы использовали картон и бумагу. Часть оборудования сделана из цветного картона. Дети помогали при его изготовлении (проклеивали клеем и приклеивали к макету). Также наши воспитанники помогали в изготовлении бордюров для клумб и самих клумб с цветами (раскатывали пластилин и формировали бордюры и на пластилине черного цвета-«земля» размещали цветы).
На территории нашего детского сада растут разные породы деревьев: клен, береза, туя, тополь, рябина, ива и множество кустарников.
Для изготовления некоторых деревьев мы использовали шаблоны и цветной картон. А некоторые распечатали на цветном принтере и заламинировали.
На спортивной площадке размещены различные спортивные снаряды, они выполнены родителями совместно с детьми с помощью 3Д ручки.
Также родители совместно с детьми изготовили деревья и другие элементы экологической тропы.
Карта - схема территории ДОУ №18
На нашем макете, как и на территории детского сада, имеются тематические объекты:
На основе макета мы проводим беседы, составляем рассказы, организуем поисково-исследовательскую деятельность: например, найти объект по характеристике, заселить «Уголок леса» или «Деревенский дворик» животными, «Птичий городок» птицами (перелетными или зимующими, заселить «Отель для насекомых» насекомыми, водоем – рыбами и т. д., посадить «Огород», угадать по описанию. Дидактические игры «Кто где живет», с какого дерева лист», вариантов может быть много, или, например, игра «Путаница», где дикие и домашние животные, птицы, насекомые перепутались и детям нужно их переместить в свои тематические зоны: диких животных в уголок леса, домашних – в деревенский дворик и т. д.
Как мы еще используем макет
Основные объекты экологической тропинки можно свободно передвигать и убирать с основы. Например, мы с ребятами исследуем свою экологическую тропинку во время прогулки, а потом дети пытаются самостоятельно восстановить наш маршрут на макете. Возможен и противоположный вариант: перед прогулкой воспитатель вместе с детьми намечает маршрут на макете, а дошкольники на территории ищут нужные объекты.
Начало знакомства ребят с объектами тропинки может проводиться следующим образом: на каждой прогулке изучается только один объект. Возвращаясь в группу или в экологическую комнату, дети выставляют на макете лишь тот объект, с которым они познакомились. Через некоторое время экологическая тропинка будет «восстановлена» полностью.
Макет может также помочь в составлении карты-схемы. Для развития абстрактного мышления дети старшего возраста могут сопоставлять карту-схему тропинки и ее макет, находить соответствующие объекты, изображенные разным способом. Деревья, кустарники могут служить и материалом для счета, составления описательных рассказов, придумывания сказок: «Тайны старой липы», «О чем мечтает рябинка» и др.
Вместе с детьми разработали дидактические игры с использованием макета :
«Найди, что опишу» - с макета убирали все объекты тропинки. Водящий описывал объект, не называя его, а остальные выбирали нужную часть: дерево, муравейник и т. п.
«Чего не стало» - ведущая прятала один-два объекта тропинки и просила ребенка определить, чего не стало.
«Что лишнее» - добавляли лишний объект, который и должны найти дети.
«Что не так» - объекты тропинки размещали не на своих местах. Задача ребенка — найти ошибки и расположить их правильно. Проверяли результаты своей работы прямо на территории детского сада.
Мы дополнили макет небольшими фигурками людей, среди которых дети обычно находят себя и своих друзей.
Передвигая фигурки людей (детей) на макете, дети самостоятельно проводили экскурсию, рассказывали о разных деревьях, кустарниках. При этом человечки могли «заблудиться», тогда дети объясняли им, как найти дорогу. Или человечки могли устать, для этого дошкольники предлагали вариант отдыха на территории и т. п. Такие задания помогают не только формировать экологические представления, но и развивать психические процессы, речь детей.
Для ребенка территория детского сада представляет собой отдельные участки: спортивная площадка, огород, пруд и т. д. — которые он зачастую не связывает между собой. Дети видят их на уровне своего роста. Макет же помогает ребенку представить территорию детского сада в целом, как бы посмотреть на нее сверху (мы говорим, что так ее видно с высоты птичьего полета). Также дети учатся ориентироваться на территории детского сада.
Объекты макета дети могут свободно перемещать и использовать в самостоятельной деятельности, организуя сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
Работа с макетом помогает развивать у дошкольников познавательный интерес и изменять их отношение к окружающему. А территория детского сада становится для них более знакомой, «своей».
Использование макета вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.