Папки-передвижки

Конспект занятия по расширению и углублению представления о старинных семейных обычаях

Татьяна Климина
Конспект занятия по расширению и углублению представления о старинных семейных обычаях
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ Детский сад №1 общеразвивающего вида с. Караидель муниципального района Караидельский район РБ.

Цель: Расширять и углублять представления о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас: тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины.

Публикация «Конспект занятия по расширению и углублению представления о старинных семейных обычаях» размещена в разделах

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старому обычаю.

(кланяются, прижимав руку к сердцу)

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы как вы думаете?

Дети: В русской избе.

Воспитатель: Почему вы решили, что это изба?

Дети: Потому что здесь стоят самовар, печка, утварь.

Воспитатель: (показывает чугунок)

- Ребята что это?

Дети: Чугунок.

Воспитатель: А для чего нужен чугунок?

Дети: В нем варили еду (кашу, пахлепку).

Воспитатель: (показывает лапти)

- Ребята, а это что?

Дети: Лапти.

Воспитатель: А для чего нужны лапти?

Дети: Их надевали на ноги и в них ходили.

Воспитатель: (показывает утюг)

- Ребята, а это что?

Дети: Утюг им гладили в старину белье.

Воспитатель: (показывает сундук)

- Ребята,а что это?

Дети: Сундук, там хранили одежду.

Воспитатель: (показывает прялку)

- Ребята, а что это?

Дети: это прялка, которой пряли пряжу, чтобы вязать носки, варежки.

Воспитатель:(показывает ухват и лопату)

Дети: Это ухват и лопата работы в печи.

(Раздается звук плача ребенка)

Воспитатель: Ребята, что это за звук? Кто плачет?

(достает из колыбели куклу - малыша)

Дети: Ребята посмотрите вот кто у нас плачет -малыш. Это кукла – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

(ребенок качает куклу – малыша)

Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем малышу имя, но только имя будет не простое, а старинное.

Воспитатель: Ребята какие вы знаете русские имена?

(дети предлагают имена, выбирают одно имя – ребенка, называют его Егором).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что пока ребенок маленький, его все будут называть ласкова Егорушкой.

А когда он вырастит, то его будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет.

Воспитатель: Ребята, а вас как называют родители ласкова?

(ответы детей)

Воспитатель: Как вас будут называть, когда станете большими?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что означает имя Егор?

(ответы детей)

Воспитатель: Это имя означает хозяин земли. Когда родители называют такими именами, они хотят чтобы ребенок вырос, у него было много земли и чтобы он был богатым и счастливым.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что означают ваши имена?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, какие у вас интересные имена. Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей? Кто знает?

Дети: тезки.

Воспитатель: А кто- нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как у вас.

(дети рассказывают об известных им людях)

Воспитатель: Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали. Если вы тезки таких известных людей, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными, красивыми.

Воспитатель: Ребята, посмотрите для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Дети: уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: Для чего нужны эти вещи я сейчас вам расскажу.

Раньше на Руси давным – давно, во время наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда малыша в первый раз купали.

Давайте и мы с вами тоже положим нашему Егорушке.

(дети по очереди кладут)

Воспитатель: Когда клали уголек говорили?

- Привыкай домашнему уюту.

Когда клали зерна?

-Будь всегда сыт.

Когда клали монетку?

- Будь всегда богат.

Воспитатель: А теперь будем купать Егорушку?

(один ребенок купает приговаривает)

Тили – тили – тили

Мы по воду ходили

Воды для Егорки –

Полное ведерко.

Мыли – мыли

Бело – набело отмыли

Лишь головка одна

Все черным – черна.

(другой ребенок обтирает полотенцем)

Полотенце вышито и бело

Вытерайка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель: Вот помыли Егорушку и нужно уложить его спать в колыбельку.

А что такое колыбелька?

Дети: Это кроватка куда укладывали малыша спать.

Воспитатель: Ребята,посмотрите, что я нашла в колыбельке?

(показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробывать).

Дети: Хлеб и соль.

Воспитатель: Правильно. На Руси хлебом и солью всегда встречали дорогих гостей, долгожданных. Вот и Егорушка дорогой и долгожданный.

Воспитатель: Ну вот теперь можно Егорушку положить спать в колыбельную. А что еще нужно сделать?

Дети: Спеть колыбельную песню.

Воспитатель: А что такое колыбельная?

Дети: Это песня под которую засыпают дети.

Воспитатель: Давайте и мы споем:

Баю – баюшки - баю

Я тебе покой дарю

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит

Спи сыночек – говорит

Баю – баюшки – баю

Спи Егорка засыпай.

Воспитатель: вот и уснул наш Егорушка.

А вам понравилась колыбельная?

Воспитатель: Ребята сегодня день рождения Егорушки.

А вы знаете когда у вас день рождения.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть в самую старинную игру.

Игра называется «Ворон».

Воспитатель: Молодцы ребята вы сегодня хорошо работали на занятие и очень много узнали интересного.

Публикации по теме:

Примерный план–конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Егоркин оберег». Образовательная область «Познание». Задачи: расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных.

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси» Тема: Семейные обычаи на Руси. Номинация: Лучший конспект занятия (НОД) Байдина Галина Сергеевна Должность: воспитатель Г Нижний Тагил,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по расширению и углублению представления о старинных семейных обычаях
Опубликовано: 23 октября 2014 в 17:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по расширению и углублению представления о старинных семейных обычаях» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Климина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД