Сания Гасанова
Информационно-творческий проект «Люби и знай свой Донской край» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 «Ивушка»
Проект
информационно-творческий
«Люби и знай свой
Донской край»
Разработала
воспитатель
Гасанова С. Ш
2021
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы.
Пояснительная записка.
Публикация «Информационно-творческий проект „Люби и знай свой Донской край“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Новизна В современном обществе возникает проблема формирования национального, этнического самосознания, исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое должно стать духовным стержнем возрождения России, воспитания любви к отечеств, к своей «Малой родине» - Донскому казачеству. Новизна нашего проекта заключается в конкретизации знаний детей дошкольного возраста по данному направлению - что подлежит возрождению, какие элементы, особенности материальной и духовной культуры казаков следует внедрять в современную жизнь, какими средствами познавать свои корни, осознавать свою национальную принадлежность и устанавливать неразрывные взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа.
Актуальность Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально – культурные ценности. Поэтому такой подход к дошкольному образованию требует создание условий для приобщения ребенка 21века к национальным, истории родного края. Основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культур сообразности, гуманизация, предполагает приобщение детей к национальным ценностям, формирования у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов.
История и культура донского казачества определяет специфику Ростовской области в целом и наполняет в качестве регионального компонента содержания образования.
Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней, формирования ментальности, жизненных планов. Остальные дети лучше узнают историю края. где они проживают, будут готовы к продуктивному сотрудничеству с ним. Через внедрение в народную культуру, ее осмысление и познание, мы будем развивать
не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, принадлежности к великому народу, дать
детям то ценное, что создано казачеством за его историю!
Цель проекта Создать систему работы по приобщению дошкольников к национальным традициям и обычаям донского казачества, к духовному богатству многих поколений, творчеству и декоративно-прикладному искусству казаков средствами проектной деятельности,
Задачи
проекта 1. Привлечь внимание детей к изучению истории развития донского казачества.
2. Познакомить детей с особенностями жизни и быта казачества, традициями и праздниками этого народа.
3. Развивать творческий потенциал детей в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной и игровой деятельности средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в Ростовской области.
4. Обеспечить условия и формы освоения дошкольниками способов практического применения народной мудрости в самостоятельной деятельности в ДОУ и семье,
Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта :
• Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий создание условий, обеспечивающий становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.
• Принцип культуросообразности, предусматривающий освоение
богатейшего опыта донского казачества, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
• Принцип природосообразности, предполагающий не только учет возрастных, индивидуальных, психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его наклонностей и стереотипов в поведении, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.
• Принцип гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально – этические нормы поведения, уважения достоинства и прав человека,
забота о родных и близких, проявления миролюбия,
доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям,
независимо от национальности и личных свойств.
• Принцип интеграции, предполагающий комплексное включение
содержания программы в сферы жизнедеятельности образовательного процесса ДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Дона в соответствии с ценностями общественной жизни.
Предполагаемые результаты
Должны
знать 1. Знать историю и традиции народа, устное народное
творчество казаков, праздники и народные игры.
2. Предметы деревенского быта, домашней утвари,
кухни.
3. Особенности народного костюма, музыкальный фольклор.
4. Исконно-народные слова и понятия Донских казаков.
Должны
уметь 1. Осознавать свою национальную принадлежность.
2. Украшать национальными декоративными элементами
поделки, посуду, костюмы.
3. Применять полученные знания о культуре Донского казачества в разных видах деятельности и самостоятельном творчестве.
Механизм реализации проекта :
1-этап: Рождение проблемы (подготовительный) :
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают историю
и культуру донского казачества, духовное богатство многих поколений,
не знакомы с традициями и народными праздниками казаков,
с особенностями музыкального фольклора и исконно народными
понятиями и словами казаков.
Изучив интересы детей, проведя анкетирование и диагностику детей,
мы обогатили развивающую среду в нашей группе различными
книгами и альбомами, энциклопедиями и фотографиями.
Проблема: Как обратить внимание детей к истокам
национальной культуры с целью возрождения традиций
донского казачества, для воспитания гражданина,
любящего свою Родину.
Перспективная разработка проекта
№
п/п Мероприятия, или
основные направления
деятельности. Этапы
проекта.
Сроки.
Деятельность
педагогов.
Деятельность
детей.
1.
Рассматривание иллюстрированного материала
и видеосюжетов.
Предварительное чтение литературы, сказок, загадок и
пословиц.
Беседа с детьми:»
Наша малая Родина –Донской край». Сентябрь
Подбор литературного материала.
Разработка вопросов для беседы.
Знакомство с материалом.
Знакомство с литературой и фольклором.
Ответы детей.
2.
Насыщение предметно-развивающей среды.
Составление плана работы
по реализации проекта.
Размещение информации в родительском уголке
Помощь родителей в оформлении альбомов «Казачья одежда», «Казачий уклад».
Октябрь
Ноябрь
Подбор фоно-видео-аудиотеки,настольно-
дидактически игр,
тематических иллюстраций.
Перспективное планирование
Сбор информации и
просвещение родителей.
Помощь в сборе информации и иллюстраций к альбому.
Знакомство с
материалом,
изучение национальных особенностей донского народа.
Высказывания детей по интересующей
тематике -что
хотят узнать,
чему научится,
в каких народных играх поучаствовать.
Рассматривание
иллюстраций.
Совместная деятельность родителей и детей.
3. Разработка консультаций для родителей «Воспитание
детей в казачьих семьях»,
«Казачьи праздники».
Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, игр, игровых уголков по тематике.
декабрь
декабрь Консультирование
родителей.
Подготовка материала для практической реализации проекта. Перспектива получения дополнительных знаний от родителей.
.Помощь педагогу в подготовке.
2-й этап: «Мероприятия и образовательная деятельность»,
(реализация намеченных планов) :
Проблема: Чему и как нужно научиться, чтобы овладеть знаниями и умениями, связанными с познанием истории родного казачьего края.
№
п/п Мероприятия или
основные направления
деятельности Этапы
проекта
Сроки Деятельность
педагогов Деятельность
детей
Раздел 1,
Яркие страницы в истории
Донского казачества
Виртуальное путешествие в музей
Возникновение Донского
казачества –первые казаки
Беседа: Ермак могучий –один из самых почитаемых героев в истории донского казачества
Экскурсия в детскую библиотеку -
экспозиция :Донской край
Тема : Кто мы, откуда,
где наши корни.
Занятие: Донские казаки –
прославленные защитники Отечества.
Беседа: Из истории казачей символики –гимн
и флаг Всевеликого Войска Донского.
январь
Показ слайдов,
рассказ.
Рассказ – беседа.
Экскурсия
Иллюстрированный
рассказ с элементами исследовательской деятельности.
Беседа
Виртуальная
экскурсия
Исследовательская деятельность:
«Мы внуки деда –
Ермака.»
Знакомство с
казачеством
(экскурсия)
Исследовательская деятельность.
Беседа
Раздел 2. Народная культура. быт, традиции
казаков.
Экскурсия в виртуальный музей
Тема :Быт и культура
донского казачества».
Лепка
Тема :Изготовление
гончарных изделий»
Беседа
Тема «Казачьи домотканные изделия.
Аппликация
Тема :Украшение национального костюма казачки».
февраль
Рассказ
педагога
Образовательная
деятельность
Показ техники лепки
Иллюстрированный рассказ – беседа
Показ, объяснение,
индивидуальная
помощь.
Посещение виртуального
музея
Образовательная
деятельность
Продуктивная
деятельность
Беседа
Продуктивная
деятельность.
Детские рисунки :
«Казачий костюм»,
«Казачья утварь»,
«Казачий курень».
Знакомство с казачьим фольклором,сказками
«Митяй –казак бесстрашный», «Горе –злосчастье»,»Иван Светильник».
Знакомство с устоями казачьей жизни :
«Маленькая казачка –
главная помощница своей матери», «Обычаи посадки маленького казака на коня».
Тема : «Роль отца и матери в казачьей семье,
Приготовление родителями блюд казачьей кухни :
Картофель с мясным фаршем по-донскому,
«Каша пшенная с каймаком,изюмом
«Атаманская».
Раздел 3.
Обычаи, праздники,
музыкальный
фольклор казаков.
Знакомство с казачьими песнями и плясками.
Знакомство с праздниками:
Крещение
Масленица
Пасха
Троица
Покров
Знакомство с кратким
казачим словарем.
Народные игры казачат
Работа с родителями
«Изготовление поделок и атрибутов для игр».
Март
Апрель
Май
Показ образцов и
техники рисования
Чтение художественной литературы,беседа по содержанию.
Иллюстрированный
рассказ –беседа
.
Подборка рецептов
казачьей кухни для родителей.
Разучивание с детьми
песен и плясок.
Рассказ –беседа
на виртуальном сайте о
«Традиции и обычаи казаков».
Рассказ, объяснение.
Совместная деятельность
педагога с детьми
в играх.
Консультирование. подбор материала и образцов.
Продуктивная
деятельность
Знакомство с фольклором,
беседа.
Беседа
Посильная помощь детей в приготовлении блюд родителям.
Исполнение детьми песен и плясок.
Беседа, рассматривание
иллюстраций.
Обогащение словаря
Игровая деятельность.
Совместная деятельность родителей с детьми.
№
п/п Мероприятия или
основные виды
деятельности. Этапы
проекта
Сроки
Деятельность
педагога
Деятельность
детей.
1. Развлечение : «Казачьи посиделки на Покрова Пресвятой Богородицы».
март Совместная
деятельность педагога, музыкального руководителя с детьми
Совместная деятельность
2. Презентация проекта :
«Люби и знай,
Донской край».
март
Презентация
проекта
Участники проекта.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 «Ивушка»
Проект
информационно-творческий
«Люби и знай свой
Донской край»
Разработала
воспитатель
Гасанова С. Ш
2021
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы.
Пояснительная записка.
Новизна В современном обществе возникает проблема формирования национального, этнического самосознания, исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое должно стать духовным стержнем возрождения России, воспитания любви к отечеств, к своей «Малой родине» - Донскому казачеству. Новизна нашего проекта заключается в конкретизации знаний детей дошкольного возраста по данному направлению - что подлежит возрождению, какие элементы, особенности материальной и духовной культуры казаков следует внедрять в современную жизнь, какими средствами познавать свои корни, осознавать свою национальную принадлежность и устанавливать неразрывные взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа.
Актуальность Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально – культурные ценности. Поэтому такой подход к дошкольному образованию требует создание условий для приобщения ребенка 21века к национальным, истории родного края. Основополагающие принципы обновления содержания образования, как личностная ориентация, культур сообразности, гуманизация, предполагает приобщение детей к национальным ценностям, формирования у него толерантного сознания, разнообразных познавательных интересов.
История и культура донского казачества определяет специфику Ростовской области в целом и наполняет в качестве регионального компонента содержания образования.
Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней, формирования ментальности, жизненных планов. Остальные дети лучше узнают историю края. где они проживают, будут готовы к продуктивному сотрудничеству с ним. Через внедрение в народную культуру, ее осмысление и познание, мы будем развивать
не только духовно-нравственную сферу ребенка, но и его творческие способности. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, принадлежности к великому народу, дать
детям то ценное, что создано казачеством за его историю!
Цель проекта Создать систему работы по приобщению дошкольников к национальным традициям и обычаям донского казачества, к духовному богатству многих поколений, творчеству и декоративно-прикладному искусству казаков средствами проектной деятельности,
Задачи
проекта 1. Привлечь внимание детей к изучению истории развития донского казачества.
2. Познакомить детей с особенностями жизни и быта казачества, традициями и праздниками этого народа.
3. Развивать творческий потенциал детей в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной и игровой деятельности средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в Ростовской области.
4. Обеспечить условия и формы освоения дошкольниками способов практического применения народной мудрости в самостоятельной деятельности в ДОУ и семье,
Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта :
• Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий создание условий, обеспечивающий становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.
• Принцип культуросообразности, предусматривающий освоение
богатейшего опыта донского казачества, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
• Принцип природосообразности, предполагающий не только учет возрастных, индивидуальных, психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его наклонностей и стереотипов в поведении, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.
• Принцип гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально – этические нормы поведения, уважения достоинства и прав человека,
забота о родных и близких, проявления миролюбия,
доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям,
независимо от национальности и личных свойств.
• Принцип интеграции, предполагающий комплексное включение
содержания программы в сферы жизнедеятельности образовательного процесса ДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Дона в соответствии с ценностями общественной жизни.
Предполагаемые результаты
Должны
знать 1. Знать историю и традиции народа, устное народное
творчество казаков, праздники и народные игры.
2. Предметы деревенского быта, домашней утвари,
кухни.
3. Особенности народного костюма, музыкальный фольклор.
4. Исконно-народные слова и понятия Донских казаков.
Должны
уметь 1. Осознавать свою национальную принадлежность.
2. Украшать национальными декоративными элементами
поделки, посуду, костюмы.
3. Применять полученные знания о культуре Донского казачества в разных видах деятельности и самостоятельном творчестве.
Механизм реализации проекта :
1-этап: Рождение проблемы (подготовительный) :
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают историю
и культуру донского казачества, духовное богатство многих поколений,
не знакомы с традициями и народными праздниками казаков,
с особенностями музыкального фольклора и исконно народными
понятиями и словами казаков.
Изучив интересы детей, проведя анкетирование и диагностику детей,
мы обогатили развивающую среду в нашей группе различными
книгами и альбомами, энциклопедиями и фотографиями.
Проблема: Как обратить внимание детей к истокам
национальной культуры с целью возрождения традиций
донского казачества, для воспитания гражданина,
любящего свою Родину.
Перспективная разработка проекта
№
п/п Мероприятия, или
основные направления
деятельности. Этапы
проекта.
Сроки.
Деятельность
педагогов.
Деятельность
детей.
1.
Рассматривание иллюстрированного материала
и видеосюжетов.
Предварительное чтение литературы, сказок, загадок и
пословиц.
Беседа с детьми:»
Наша малая Родина –Донской край». Сентябрь
Подбор литературного материала.
Разработка вопросов для беседы.
Знакомство с материалом.
Знакомство с литературой и фольклором.
Ответы детей.
2.
Насыщение предметно-развивающей среды.
Составление плана работы
по реализации проекта.
Размещение информации в родительском уголке
Помощь родителей в оформлении альбомов «Казачья одежда», «Казачий уклад».
Октябрь
Ноябрь
Подбор фоно-видео-аудиотеки,настольно-
дидактически игр,
тематических иллюстраций.
Перспективное планирование
Сбор информации и
просвещение родителей.
Помощь в сборе информации и иллюстраций к альбому.
Знакомство с
материалом,
изучение национальных особенностей донского народа.
Высказывания детей по интересующей
тематике -что
хотят узнать,
чему научится,
в каких народных играх поучаствовать.
Рассматривание
иллюстраций.
Совместная деятельность родителей и детей.
3. Разработка консультаций для родителей «Воспитание
детей в казачьих семьях»,
«Казачьи праздники».
Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, игр, игровых уголков по тематике.
декабрь
декабрь Консультирование
родителей.
Подготовка материала для практической реализации проекта. Перспектива получения дополнительных знаний от родителей.
.Помощь педагогу в подготовке.
2-й этап: «Мероприятия и образовательная деятельность»,
(реализация намеченных планов) :
Проблема: Чему и как нужно научиться, чтобы овладеть знаниями и умениями, связанными с познанием истории родного казачьего края.
№
п/п Мероприятия или
основные направления
деятельности Этапы
проекта
Сроки Деятельность
педагогов Деятельность
детей
Раздел 1,
Яркие страницы в истории
Донского казачества
Виртуальное путешествие в музей
Возникновение Донского
казачества –первые казаки
Беседа: Ермак могучий –один из самых почитаемых героев в истории донского казачества
Экскурсия в детскую библиотеку -
экспозиция :Донской край
Тема : Кто мы, откуда,
где наши корни.
Занятие: Донские казаки –
прославленные защитники Отечества.
Беседа: Из истории казачей символики –гимн
и флаг Всевеликого Войска Донского.
январь
Показ слайдов,
рассказ.
Рассказ – беседа.
Экскурсия
Иллюстрированный
рассказ с элементами исследовательской деятельности.
Беседа
Виртуальная
экскурсия
Исследовательская деятельность:
«Мы внуки деда –
Ермака.»
Знакомство с
казачеством
(экскурсия)
Исследовательская деятельность.
Беседа
Раздел 2. Народная культура. быт, традиции
казаков.
Экскурсия в виртуальный музей
Тема :Быт и культура
донского казачества».
Лепка
Тема :Изготовление
гончарных изделий»
Беседа
Тема «Казачьи домотканные изделия.
Аппликация
Тема :Украшение национального костюма казачки».
февраль
Рассказ
педагога
Образовательная
деятельность
Показ техники лепки
Иллюстрированный рассказ – беседа
Показ, объяснение,
индивидуальная
помощь.
Посещение виртуального
музея
Образовательная
деятельность
Продуктивная
деятельность
Беседа
Продуктивная
деятельность.
Детские рисунки :
«Казачий костюм»,
«Казачья утварь»,
«Казачий курень».
Знакомство с казачьим фольклором,сказками
«Митяй –казак бесстрашный», «Горе –злосчастье»,»Иван Светильник».
Знакомство с устоями казачьей жизни :
«Маленькая казачка –
главная помощница своей матери», «Обычаи посадки маленького казака на коня».
Тема : «Роль отца и матери в казачьей семье,
Приготовление родителями блюд казачьей кухни :
Картофель с мясным фаршем по-донскому,
«Каша пшенная с каймаком,изюмом
«Атаманская».
Раздел 3.
Обычаи, праздники,
музыкальный
фольклор казаков.
Знакомство с казачьими песнями и плясками.
Знакомство с праздниками:
Крещение
Масленица
Пасха
Троица
Покров
Знакомство с кратким
казачим словарем.
Народные игры казачат
Работа с родителями
«Изготовление поделок и атрибутов для игр».
Март
Апрель
Май
Показ образцов и
техники рисования
Чтение художественной литературы,беседа по содержанию.
Иллюстрированный
рассказ –беседа
.
Подборка рецептов
казачьей кухни для родителей.
Разучивание с детьми
песен и плясок.
Рассказ –беседа
на виртуальном сайте о
«Традиции и обычаи казаков».
Рассказ, объяснение.
Совместная деятельность
педагога с детьми
в играх.
Консультирование. подбор материала и образцов.
Продуктивная
деятельность
Знакомство с фольклором,
беседа.
Беседа
Посильная помощь детей в приготовлении блюд родителям.
Исполнение детьми песен и плясок.
Беседа, рассматривание
иллюстраций.
Обогащение словаря
Игровая деятельность.
Совместная деятельность родителей с детьми.
№
п/п Мероприятия или
основные виды
деятельности. Этапы
проекта
Сроки
Деятельность
педагога
Деятельность
детей.
1. Развлечение : «Казачьи посиделки на Покрова Пресвятой Богородицы».
март Совместная
деятельность педагога, музыкального руководителя с детьми
Совместная деятельность
2. Презентация проекта :
«Люби и знай,
Донской край».
март
Презентация
проекта
Участники проекта.