Ираида Иванова
Люби и знай мордовский край! Итоговое интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнение и закрепление представлений детей о Республике Мордовия; развитие ценностного отношения к мордовской культуре.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию представлений о культуре мордовского народа, флаге, гербе Мордовии, орнаментике женского национального костюма.
Развивающие: развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, творческие, композиционные способности детей, познавательную активность детей, мышление, внимание, речь, память.
Публикация «Люби и знай мордовский край! Итоговое интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Республика, область, край. Список городов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, уважение к обычаям и традициям мордовского народа.
Методы и приемы: беседа, рассматривание карты Мордовии, плакатов с изображением символики Мордовии, дидактические игры «Наш город Саранск какой?», «Собери картинку», мордовская народная подвижная игра «Варма-варминеть», аппликационная работа «Украшение мордовским орнаментом женской рубахи-панар».
Материалы и оборудование: карта Мордовии, разрезные картинки с видами Саранска, с изображением герба города (20 шт., Кукла Алдуня в национальном мордовском костюме, листы ватмана, мордовские узоры, вырезанные из цветной бумаги, клей, салфетки, бубен.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
(Дети сидят полукругом на стульчиках около доски, на которой висит карта Мордовии, флаг Республики Мордовии и герб г. Саранска).
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь, а теперь улыбнитесь и подарите нашим гостям и себе хорошее настроение.
2. Основная часть.
Воспитатель:
Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше края,
Чем наша славная Мордовская земля!
- Дорогие ребята, я не случайно начала занятие с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о нашей республике, в которой мы с вами живём.
- Как она называется? (Ответы детей)
(Воспитатель показывает Мордовию на карте).
- Ребята, как называется столица Мордовии? (ответы детей)
- Наша республика Мордовия входит в состав большой огромной страны – России.
- Давайте вспомним, какие народы живут в Мордовии? (ответы детей).
- Верно, в нашей Республике дружно живут русские, мордва, татары, чуваши и представители многих других народов. Они не похожи друг на друга, но их многое объединяет, они рядом живут и трудятся, создают семьи, их дети вместе ходят в детский сад, в школу.
- Посмотрите – это флаг Республики Мордовия. Из каких цветов состоит флаг Мордовии? (ответы детей)
- Каждый город имеет свой герб. Что изображено на гербе нашего города? (ответы детей)
- На старинном гербе Саранска изображены красная лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население.
2. Игра «Наш город Саранск какой?»
Воспитатель:
- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?
- Наш город… (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный)
- Вы любите наш город? (ответы детей)
- За что вы любите его? (Я люблю Саранск за то, что в нем есть… (школы, скверы, парки, сады).
3. Мордовский женский национальный костюм.
Воспитатель:
- Мы живем в Мордовии и гордимся тем, что у нас есть свои обычаи, традиции и, конечно, свой национальный костюм. Народный костюм мордвы бывает эрзянский и мокшанский.
- Сегодня у нас в гостях кукла Алдуня – хозяйка мордовской земли! (вносят
куклу в национальном костюме).
- Здравствуй, дорогая хозяйка мордовской земли!
- Посмотрите дети, как она не обычна одета! Это национальный мокшанкий костюм. Давайте его рассмотрим.
- Какие цвета используются в костюме? (Ответы детей)
- Женский мокшанский костюм состоит из рубахи без воротника туникообразного покроя из белого домотканого холста.
- Как называется эта рубаха (Панар).
- Чем украшен панар? (Вышивкой)
- Правильно, главным украшением рубахи является очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.
- Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет.
- Женскую рубаху-панар носили с украшением. Как оно называется (Пулай).
- Чем украшали пулай? (Ответы детей)
- Правильно, украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. На шею одевали много бус. При ходьбе эти украшения издавали звон. Поэтому говорили, что мордовочку, сначала слышно потом видно.
- На голову надевали головной убор. Как он называется? (Панго).
- Что одевали на ноги?
- В старину мордва обували лапти, а в праздники сапоги.
4. Физкультминутка: Мордовская подвижная игра «Варма- варминеть»
Воспитатель:
- Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в мордовскую народную игру
«Ветер-ветерки» («Варма-варминеть») (с бубном)
Содержание и правила игры.
Считалкой выбирают ведущего игры «ветра», остальные играющие - «ветерки». Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» быстро бегают по участку, сильно махая руками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры - исключается. Повторять игру можно 3-4 раза.
5. Игра «Собери картинку».
Воспитатель:
- Ребята, немного отдохнули. А теперь пройдем за столы. У вас на столах находятся разрезные картинки, которые нужно собрать.
- Что у вас получилось?
- Молодцы.
Проверка осанки.
- Ребята, сядьте ровненько, спинки выпрямите, а я посмотрю, кто из вас лучше всех сидит.
- Молодцы!
6. Аппликация «Украшение мордовским орнаментом женской рубахи-панар».
Воспитатель:
- Ребята, Алдуня обращается к вам с просьбой. У ее подруги Маруни куда- то пропала вся вышивка с рубахи-панар. Помогите, пожалуйста, вернуть красоту ее наряду.
- Поможем Маруне? Посмотрите, у каждого из вас на столе есть рубаха. Давайте украсим их вышивкой. Какие элементы вы будете использовать в своей вышивке? (Крестики, ромбики)
-А теперь приступаем к работе.
(Дети украшают рубахи аппликацией).
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какие красивые панары у вас получились.
Итог.
Воспитатель:
- Ребята о чем мы с вами говорили на занятии? (Ответы детей).
- Что мы с вами делали? (Ответы детей)
- Понравилось вам занятие?
- Богат и щедр край земли мордовской, талантлив ее народ. Так пусть во все времена приумножаются богатства духовные нашей малой Родины-Мордовии. Я надеюсь, ребята, что вы, когда вырастите, внесете достойный вклад в развитие мордовской земли.
Список литературы:
1. Баргова Т. С. Близкий сердцу край. – Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2002.
2. Валдоня (Светлячок) : Программа и метод. рекомендации: для доу РМ / М-во образования РМ. – Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2001.
3. Всё о Мордовии: энциклопедический справочник / сост. : Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005.
4. «Мордовские народные игры» // Метод. рекомендации для воспитателей детск. дошк. учреждений. – Саранск, 1993.
5. Мордовия в истории России : дорогами тысячелетия / Н. М. Арсентьев, В. М. Арсентьев, Э. Д. Богатырев [и др. ] – Саранск : Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2012.
6. Мы в Мордовии живем : пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева [и др. ] – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2011.