Ирина Тютина
Лэпбук «Влево — вправо. Вверх — вниз. Учимся ориентироваться в пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук «Влево - впаво. Вверх – вниз.
Учимся ориентироваться в пространстве».
Цель: формировать пространственные представления у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. закрепить ориентирование на собственном теле;
Публикация «Лэпбук „Влево — вправо, Вверх — вниз, Учимся ориентироваться в пространстве“» размещена в разделах
- Лево и право. Учим ребенка ориентироваться
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» ноябрь 2018
2. закрепить ориентирование в микропространстве;
3. закрепить понимание и употребление предлогов;
4. закрепить ориентирование на листе бумаги.
Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.
Развитие пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов:
• Обучение детей ориентировке “на себе”.
В лепбуке это задания на изучение своего тела, тела человека, что расположении у человека вверху, внизу, справа, слева.
• Обучение детей определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя».
В лепбуке это задания на расположение фруктов и овощей справа, слева, задание на расположение колец пирамидки сверху вниз и снизу вверх, задание на расположение снеговика с использованием наречий «сверху», «снизу», «посередине», задания на печатной основе.
• Обучение детей моделированию предметно – пространственных построений.
В лэпбук включены задания, которые наглядно показывают значение и употребление предлогов.
• Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.
Содержание:
«На зарядку становись!»
(подвижная игра) ( вариант: «Непослушный спортсмен», «Зеркало»)
Карточки со схематичным изображением человечков в разных позах.
Цель: закрепление представлений о схеме тела.
«Тактильные ладошки»
На обратной стороне лэпбука изображение двух рук (правой и левой, стрелки (право и лево).
Цель: наглядное определение (примеры) понятий «правое» и «левое»
Игра «Муха»
Цель: учимся ориентироваться в пространстве листа, закрепление понятий «право-лево», «верх-низ», развитие внимания
«Где право? Где лево? Разукрась»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие внимания.
«Выложи узор»
Цель: формирование умения ориентироваться на плоскости листа.
Дидактическая игра «Сделай картинку»
Цель. Закреплять умение различать и называть пространственные отношения : на, над, под; упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под.
Оборудование. Изображение дерева на большом листе бумаги, плоскостные солнышко, грибы, облако, белка, птица, цветок, пчела.
Ход игры. Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину. Вывешивается изображение дерева и различных предметов: грибы, ежик, цветок, солнышко, пчела и т. д.
– Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом.
Постепенно дети составляют на доске картинку, комментируя свои действия («Ежик под деревом», «Облако над деревом»).
Дидактическая игра с колечками
Цель. Закреплять понятия «внутри», «снаружи», «около», «между»; развивать пространственную ориентировку, внимание, быстроту реакции.
Оборудование. Два кольца.
Ход игры
На стол кладется два кольца. По инструкции педагога «Внутрь» дети должны положить игрушку внутрь кольца, «Между» – положить игрушку между кольцами; на сигнал «Снаружи» - за пределы кольца.
Дидактическая игра «Рассели жильцов»
Цель. Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости; употреблять в речи слова «справа», «слева», «наверху», «внизу».
Оборудование. Макет дома с окнами. Плоскостные изображения жильцов (девочка, мальчик, собака, кошка)
Педагог говорит детям о том, что однажды все собрались и решили жить вместе. И построили себе дом.
(На доске выставляются макет дома и жильцов). А потом стали спорить, кто, где будет жить.
Педагог: «Давайте поможем всем заселиться в дом». «Кошка будет жить справа». Один из детей помещает кошку в окно справа.
Аналогично проводится работа с остальными жильцами. В конце игры педагог спрашивает детей: «Где живет собачка? Где живет девочка?» и т. д.
«Графический диктант»
Цель: формирование навыка внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии.
Карточки с пошаговой инструкцией, на другой стороне карточки - рисунок,
что бы ребёнок смог сам себя проверить (коллекция пополняется)
«Копирование образца»
Карточки с рисунками (коллекция пополняется)
Цель: тренировка зрительно-моторной координации
«Лабиринт»
Карточки с лабиринтами разной сложности (коллекция пополняется)
Цель: закрепление умения детей ориентироваться на плоскости, развитие внимания, зрительного сосредоточения.
Дидактическая игра «Секреты»
Материал. План участка детского сада. На плане схематически изображены предметы: песочница, веранда, дом, стол, качели, клумба и т. п., игрушки секреты, красные кружки, которыми на плане отмечаются расположения секретов.
Ход игры. Дети выходят на участок. Воспитатель показывает и рассматривает с детьми план участка, устанавливается соответствие изображений на плане с реальными предметами.
Воспитатель говорит детям, что на участке спрятаны секреты, а на плане красными кружками обозначены места, где секреты находятся. Двое - трое детей начинают искать эти секреты. Каждый ребенок ищет свой секрет (ориентируется по своему кружку). Выигрывает тот, кто быстрей отыщет свой секрет.
Дидактическая игра «Вправо - Влево»
Предложите детям выполнить разные задания:
– найти все машинки, которые едут направо (налево,
– найти зверят, которые держат предмет в правой (левой) лапке,
– выбери картинки, на которых солнышко светит справа (слева,
– выбери зверят, у которых бантик справа (слева,
– выбери картинки, на которых звери едут на машине (велосипеде, мотоцикле и т. д.).
«Весёлые стихи»
***
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
***
На полянке два жука
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ,топ!
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
***
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
***
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
***
Автобус.
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет.
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щётки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колёса закружились
Вперёд мы покатились.
***
Часы
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так,
Тик-так, тик-так.
***
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
***
В правую руку свой мячик возьми,
(Взор следует за мячом)
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
(В какой руке у нас сейчас мяч)
Правого плечика мячик коснётся.
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
***
Т. А. Шорыгина
Посмотрим вверх
Посмотри-ка вверх, дружок!
Ты увидишь потолок.
Белый-белый он на вид —
Белой краскою покрыт.
Видишь голубой плафон,
Он висит под потолком.
Знают взрослые и дети —
Лампочка в нем ярко светит.
***
Т. А. Шорыгина
Посмотри вниз
Возьму с собой дочурку —
Пойду с ней на прогулку.
Ирочка! Остановись!
Посмотри под ноги, вниз.
Видишь палый, желтый лист —
Он от сырости пятнист.
К темной веточке прилип,
А под ним алеет гриб!
***
Т. А. Шорыгина
Солнечный зайчик
Скачет, как мячик,
Солнечный зайчик.
Вверх, вниз! Со стола — на карниз.
Зеркальцем взмахну —
Побежит к окну
И прыжками по стене
Возвращается ко мне.
Запетлял по половице,
Словно гонится лисица.
Раз! И прыгнул мне на парту —
Зайчик рад теплу и марту!
***
Т. А. Шорыгина
Перед домом
Перед домом
Есть скамейка
И крыжовника кусты,
Ранним утром их из лейки
Поливал сегодня ты.
А за домом огород,
Там на грядке лук растет.
***
Т. А. Шорыгина
Левая рука,
Рука левая,
Расскажи, что делала?
Расскажу я вам, друзья!
Помогала правой я.
Вместе сеяли газон,
Скоро стал зеленым он.
Вместе клумбу украшали
И цветы на ней сажали.
Подмели дорожки, —
Хлопнули в ладошки!
***
Т. А. Шорыгина
Наши руки
Наши руки — две сестрицы,
Левая и правая.
Наши руки — мастерицы,
Вам скажу по праву я.
Правая — лицо умыла,
Левая — дала ей мыло.
Лейку левая несет,
Правая цветы польет.
Наши руки — две сестрицы,
Наши руки мастерицы!
***
Целый день, целый день
Крутится скакалка.
Целый день, целый день
Скачет наша Галка.
Правой скок, левой скок,
Сразу обе ножки.
То назад, то вперёд
Скачут по дорожке.
***
От зеленого причала
Оттолкнулся пароход
Он назад шагнул сначала,
А потом поплыл вперед
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.
На одной ноге постой-ка.
Будто ты солдатик стойкий!
Ногу левую к груди,
да смотри, не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
***
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
***
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет :
Раз – наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен.
(ноги на ширине плеч, руки за голову; наклоны туловища вправо и лево).
***
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево раз, вправо два,
Потекла ручьем вода!
Раз, два, три, четыре
Хорошо мы потрудились.
***
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)
А потом она танцует,
Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись! (наклоны вперед).
***
Смотри скорей, который час,
Тик – так, тик – так!
Налево раз! Направо раз!
Мы тоже можем так.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).
***
Вот какая стрекоза,
Как горошины глаза.
Влево, вправо, назад, вперед,
Ну, совсем как вертолет.
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
***
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
(ходьба на месте)
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два!
(повороты туловища вправо-влево)
Приседайте, не ленитесь,
Раз и два, раз и два!
(приседания).
***
Поднимаем руки вверх – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри – это «три»,
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
***
Руки в стороны! В полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет!