Таисья Колесниченко
Лэпбук «Семья» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Центр образования с. Анюйск»
Методическая разработка по
духовно-нравственному воспитанию
дошкольников
Лэпбук «Семья»
Автор: Колесниченко Таисья Николаевна
воспитатель
Анюйск
2019 год
Пояснительная записка
Темочки:
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Младшая группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» ноябрь 2019
Семья остается для ребенка неизменно важным основанием развития. Именно отношения с родителями и родственниками являются эмоциональной средой для личностного развития ребенка, как в эмоциональном, так и в когнитивном плане. Семья и ее образ осознанно и неосознанно хранится у человека в памяти и зачастую влияет на разные стороны жизни [2,3]. Образ мира для ребенка начинает формироваться с образа семьи – это определяет значимость того образа семьи, который первоначально формируется у ребенка. Именно семья занимает центральное место в воспитании, играет основную роль в формировании ценностных ориентиров, нравственных норм и правил поведения. И какую бы сторону развития ребенка не рассматривали, главную роль в развитии и формировании личности играет семья. Осознание роли семьи в масштабах страны мы можем увидеть в высказываниях таких великих людей как Фридрих Адлер «Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества», Оноре де Бальзак «Семья всегда будет основой общества». Не случайно и президент России назвал семью приоритетом государства. Современное развитие государства и общества во многом основано на представлениях о значимости воспитания на каждом этапе жизнедеятельности человека. В частности это отражено в утвержденной новой «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года»[1]
Актуальность
Однако на сегодняшний день становится актуальной проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций. Нередким становится явление, когда во внешне благополучной семье, каждый живет сам по себе, формально являясь членом семьи.
Одним из основных принципов ФГОС ДО пункт 1.4 является «… приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». ФГОС ДО определяет содержание Основной образовательной программы дошкольного образования. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» пункт 2.6 говорится о «…формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье» [4]. В связи с этим актуальным становится поиск в работе новых эффективных средств, форм и методов, приближающих нас к достижению поставленных задач.
Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе новое для нас интересное методическое пособие – лэпбук. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбук интересен и полезен тем, что в нем содержится методический и практический материал, способствующий саморазвитию педагогов и повышению их профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС ДО.
Лэпбук "Семья" помогает ребенку организовать информацию по теме, лучше понять и запомнить материал. Это и отличный способ для повторения информации в индивидуальной работе, так и для занятий в группах. Можно выбрать задания под силу каждому ребенку.
Планируемые результаты:
• привлечь внимание к семейным традициям,
• мотивировать на развитие творческих способностей,
• повысить активность участия родителей в мероприятиях.
Цель: познакомить с понятием семья
Задачи:
• формировать представление детей о семье,
• учить ориентироваться в родственных отношениях,
• пополнять знания о родных им людях.
• развивать умение участвовать в диалоге,
• воспитывать желание заботиться о близких.
Дословно лэпбук можно перевести как наколенная книга. В этом и состоит ее привлекательность для дошкольников. Они сами могут заниматься по ней, а позже и принимать участие в ее составлении.
Если говорить о внешнем виде, то лэпбук представляет собой интерактивную папку выбранного формата, объединенную одной темой. В качестве заданий, дидактических игр используются картинки, разного вида карманы, наполненные выбранным содержанием. Папка может дополняться, усложняться, содержание меняться. Также возможно привлечение родителей к подготовке и изготовлению лэпбуков.
Содержание лэпбука «Семья»(см. Приложение) :
«Генеалогическое дерево». Возможен вариант составления из готовых портретов, а также фотографий или рисунков членов семьи. Цель: расширять знания о родственных связях.
«Раскраски» Цель: развивать мелкую моторику.
«Стихи» (использованы стихи Л. Гайкевич, В Берестова, В. Дробиз, М. Шварц, Н. Солоний, И. Яворовской)
«Загадки» Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей; развивать речевые, умственные способности.
Игра «Подарки» Цель: учить различать потребности людей разного пола и возраста, развивать грамматический строй речи, связную речь.
Игра «Как мы растем» Цель: называть отличительные признаки детского, молодого и пожилого лица, развивать речевые способности,мышление.
Карманы «Карточки семьи» Цель: развивать умения описывать сюжеты на картинках
Игра «Кто что умеет делать?» Цель: развивать умение называть действия членов семьи дома, воспитывать уважение к повседневному труду родителей.
Цветок «Семья-это…» Цель: познакомить с абстрактными существительными, характеризующими семью.
Вращающийся круг с окошком «Этапы развития семьи»
Цель: развивать внимание,память, мышление.
Карман «Разрезные картинки» (комнаты) Цель: развивать мышление, мелкую моторику.
Карман «Расскажи историю» Цель: развивать связную речь.
Игра «Откуда фрагмент?» Цель: развивать внимание, образную память.
Театр «Семья» Цель: развивать нравственные качества, приобретать эмоциональный опыт, развивать коммуникативные способности в ролевых играх.
Список использованной литературы:
1. Распоряжение от 29 мая 2015 года №996-р Стратегии развития воспитания на период до 2025 года
2. Гимаева Р. М. Влияние детско-родительских отношений на формирование личностной идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью// Концепт. - 2015. - № 06 (июнь).
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.
4. ФГОС ДО от 17 октября 2013 года № 1155
Использованные интернет-ресурсы:
1. https://www.psixologicheskoezerkalo.ru
2. жемчужины-мысли. рф
Приложение