Регина Тумурова
Лэпбук как эффективная форма работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук как эффективная форма работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
Учителя-дефектолог Тумурова Р. А.
МДОУ детский сад «Багульник»
ГО «Поселок Агинское»
Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Работа дефектолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
В работе с детьми с особыми образовательными потребностями я использую гибкие формы психолого-педагогической работы. Стараюсь создать все условия для развития детей, применяя традиционные и современные методы и приемы психолого-педагогической коррекции. Обобщая опыт педагогов ДОУ, изучая педагогическую литературу, я пришла к выводу, что одним из эффективных средств развития и коррекции речевой и познавательной функции, способность помочь детям с ограниченными возможностями: увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим ищут новые подходы, технологии и приёмы, использую разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Стараюсь чаще проводить занятия в нетрадиционной форме : игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, ролевые игры. В основе планирования любого занятия использую наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества в совместной деятельности взрослого и ребенка. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя – оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования, искала новые формы, методы, средства обучения, которые могут с одинаковым успехом заинтересовать и помочь преодолеть трудности речевого и социально-коммуникативного взаимодействия всех участников образовательного процесса – детям, имеющим тяжелые речевые нарушения и задержку психического здоровья. Меня заинтересовал метод с модным названием «лэпбук». Лэпбук – с английского – наколенная книга или самодельная, интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, книжками гармошками, которые ребенок может достать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Получается эффективная работа над любой заданной темой лэпбука, которая чрезвычайно нравится детям.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:
• информативен;
• полифункционален;
• способствует развитию творчества, воображения;
• пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
• обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Значение ЛЭПБУКА
Для педагога:
• способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
• способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
• способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
• способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.
Для ребё нка:
• способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
• способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
• способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Выявленные преимущества, позволяют предположить целесообразность применения технологии лэпбук в практике инклюзивного образования, в условиях группы, в группах комбинированной направленности очень актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и т. д., работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.
Мой лэпбук был разработан на тему «Дикие и домашние животные». Каждая сторона его имеет определенные дидактические задачи. Ребенок рассматривает фото образец и старается собрать разрезную картинку (пазл, а также много разных дидактических игр: «Чей хвост?», «Найди маму», «Накорми животное», «Чей домик?», «Чья тень?», «Четвертый лишний», «Найди отличия», можно посчитать животных, продолжить ряд и т. д. Есть кармашки с загадками, пальчиковыми играми, стихами и сказками, а также много интересной информации о животных. Для продуктивной и творческой деятельности дошкольникам предложены шаблоны для раскрашивания и дорисовки животных. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.
Содержание лэпбука может быть разнообразным: отражать тематику праздника, времени года, дидактических игр, по страницам сказок, а также как вспомогательный инструмент для освоения тем развития речи, математики, окружающего мира и т. д.
Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:
• уверенность в собственных силах;
• любознательность;
• способность к волевым усилиям;
• самостоятельность;
• инициативность.
Нетрадиционный прием (использование лэпбука) в коррекции речи, познавательном развитии позволяет уточнить, активизировать, обогатить словарь, а также развивать психические функции такие, как память, внимание, мышление.
Лэпбук - это интересный и полезный инструмент в работе педагога с детьми с ОВЗ. В дальнейшем планирую разработать лэпбук на все лексические темы.
Список литературы:
1. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29-30.
2. Кашицева О. А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс].
3. Никифорова И. М., Медведева Е. Н., Балицкая Т. С., Зарецкая Ю. В. Лэпбук как эффективная форма работы с дошкольниками ЗПР // Актуальные исследования. 2021. №32 (59). С. 50-52. URL : https://apni.ru/article/2785-lepbuk-kak-effektivnaya-forma-raboti-s-doshk