Ирина Решетова
Логосказка как эффективный метод коррекции речевых нарушений у детей, имеющих ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная речь является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Для успешной работы с детьми, имеющими ОВЗ, важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений. Решить эту задачу можно с помощью логопедической сказки. Сказка всегда удивительна и загадочна, дети могут по несколько раз слушать ее, не теряя интерес к происходящему, переживать и даже участвовать в приключениях героев, изменять сюжет.
Публикация «Логосказка как эффективный метод коррекции речевых нарушений у детей, имеющих ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет, термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Сказкотерапия относится к здоровьесберегающим технологиям и является комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.
Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.
Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:
- систематичности и последовательности;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей;
- учета структуры дефекта.
А также учитываются:
- заинтересованность;
- положительно-эмоциональный настрой;
- уровень воображения, импровизации, внимания и памяти ребенка.
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, применяю на занятиях с детьми следующие виды логосказок : артикуляционные, пальчиковые, фонетические, лексико–грамматические, сказки по биоэнергопластике и обучению грамоте, сказки, способствующие формированию связной речи,
Артикуляционные сказки
Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшую сказку, например, «Сказку о Веселом Язычке». Артикуляционную гимнастику ребятам нравится выполнять со сказочным драконом: на этой логопедической игрушке можно с детьми изучить органы артикуляции, правила выполнения артикуляционных упражнений.
Пальчиковые логопедические сказки
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и способствуют развитию речи, образного мышления. Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
Особое место среди пальчиковых сказок занимают сказки при работе с Су – Джок шариком. Дети по показу взрослого выполняют движения с шариком су – Джок, опираясь на сюжет сказки, например «Колобок» или «Путешествие ежика».
Сказки по биоэнергопластике
Биоэнергопластика – это одновременное выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Использование сказочного сюжета для выполнения упражнений по биоэнергопластике помогает решить целый ряд задач:
1. Способствует развитию артикуляционной моторики (точности, переключаемости движений)
2. Улучшает мелкую моторику (координацию движений, развивает ритмичность, четкость, синхронность)
3. Активизирует психические процессы (память, внимание, мышление)
4. Стимулирует развитие межполушарных взаимосвязей.
5. Развивает воображение.
Фонетические сказки
Основной задачей фонетических сказок является работа над автоматизацией звука. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, например, спасает колобка от лисы, ребенок учиться произносить трудный звук, происходит процесс автоматизации звука.
Лексико – грамматические сказки
Эти сказки способствуют формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса. Например, По сказке: «Маша и медведь» можно решить следующие задачи: развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов : Маша прячется от медведя под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью и
т. д., активизировать словарь по теме «Мебель».
Сказки, способствующие формированию связной речи
Помимо авторских и русских народных сказок, использую в работе сказки собственного сочинения и сказки, созданные вместе с детьми. Можно совместно с детьми изменить конец сказки, придумать новый конец известной сказки, сравнить одних и тех же героев их разных сказок и т. д. Особенно нравится детям придумывать новое название известной сказке, например, сказку «Теремок» можно назвать «Дружный домик», «Домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок».
Сказки на обучение грамоте
Играя со сказочными персонажами Слыш и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным.
Таким образом, в логопедии с помощью логосказок можно решать следующие коррекционные задачи :
- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
- лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- мелкую и общую моторику;
- развивать все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);
- создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству педагога с детьми.
Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако, как показывает мой практический опыт, постепенно у детей, имеющими ОВЗ, появляется желание заниматься, потому что оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые раньше были недоступны.
По завершению курса систематического использования логосказок и упражнений фонематическое восприятие детей достигло высокого уровня, значительно улучшилось звукопроизношение, состояние слухового внимания, навыки общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Список использованных источников:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.
3. Большева Т. Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
4. Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.
5. Прохорова Е. В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб. 1995.
6. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2006.