МААМ-картинки

Логоритмика в работе по физическому развитию дошкольников

Ольга Шаяхметова
Логоритмика в работе по физическому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями, и именно они разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Логопедическая ритмика- это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, является составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Публикация «Логоритмика в работе по физическому развитию дошкольников» размещена в разделах

Основная цель логоритмики – преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания голоса, артикуляции, а так же совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, длительной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

Эффективность работы в данном направлении возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ и систематическом применении.

Предлагаю несколько упражнений.

«Листопад»

Листопад, листопад! Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,

медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!

«Осенью»

Ветры яблони качают. Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы, пальцы разведены в стороны (кроны яблонь).

Покачивать руками.

Листья с веток облетают. Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу. Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

«Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт. Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает. Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун. Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

«Компот»

Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ. Развести руки в стороны.

«Сливы»

Кисти сжаты в кулак.

Большой пальчик сливы трясёт. Разгибаем большой палец.

Второй их собирает. Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт. Разгибаем средний палец.

Четвёртый высыпает. Разгибаем безымянный.

Самый маленький – «шалун» Разгибаем мизинец.

Всё, всё съедает.

«Сад-огород»

Дети под музыку двигаются по залу в колонне по одному и проговаривают текст стихотворения, сопровождая его ритмическими движениями.

Звучит музыка.

На ослике мы ехали — Дети идут, высоко поднимая ноги. Руки

До угла доехали. согнуты в локтях перед собой, кулачки

«удерживают вожжи».

Сели на машину — Дети идут топающим шагом. Руки

Зашуршали шины. полусогнуты в локтях перед собой;

На машине ехали — ладошки, сжатые в кулаки, движутся

До реки доехали. поочередно вверх-вниз, имитируют уп-

равление рулем.

Тр-р-р! Стоп! Разворот! Притопнуть ногой, повернуться кругом.

На реке пароход.

Пароходом ехали, Пружинящие полуприседания, дети ру-

К берегу подъехали. ками имитируют работу лопастей па-

Пароход не везет. рохода.

Впереди огород.

Осторожно иди! Дети двигаются «змейкой», обходя раз-

Овощи ты не помни! ложенные на полу предметы.

Упражнение на развитие чувства ритма.

Логопед. Нас встречает оркестр.

Звучит музыка.

Дети вместе под музыку речитативом проговаривают слова, отбивают ритм деревянными ложками:

Ой, ре-бята, та-ра-ра!

В ого-ро-де шум с утра.

Нас встре-ча-ют толс-тя-чок —

Круп-ный глад-кий ка-ба-чок

И кра-са-вец ве-ли-кан —

Тем-но-си-ний бак-ла-жан,

Лук, пет-руш-ка, о-гу-рец,

Важный пе-рец — мо-ло-дец,

Реп-ка, свек-ла и томат.

Наша гряд-ка просто клад!

Инструктор: Кто стоит там у забора?

Не Маланья, не Федора.

Что-то непонятное,

Не совсем приятное.

На фланелеграфе выставляется картинка «Пугало».

Упражнение на развитие быстроты, ловкости, координации движений. Звучит музыка.

Дети идут по кругу хороводным шагом. В центре — пугало (ребенок).

Дети. В огороде пугало,

Пугало стоит.

Огурцы нам Пугало

Рвать с грядки не велит.

Пугахло грозит детям.

Шляпу нахлобучило,

Рукавами машет,

Плечиками двигает

И как будто пляшет.

Пугало выполняет движения в соответствии с текстом

Мы тихонько подойдем

И огурчиков нарвем.

Дети медленно и осторожно приближаются к Пугалу.

Пугало. Огурцы нельзя здесь рвать!

Я вас буду догонять.

Пугало догоняет детей.

Упражнение на развитие координации речи с движением.

Звучит музыка (русская народная песня «Как у наших у ворот»).

Логопед. В огород мы пойдем, урожай соберем.

Дети ходят по кругу, взявшись за руки.

Логопед. Мы морковку натаскаем?

Дети. Натаскаем!

Имитация действий.

Логопед. И картошки накопаем?

Дети. Накопаем!

Имитация действий.

Логопед. Круглый, сочный, очень вкусный Срежем мы кочан капустный?

Дети. Очень сочный, очень вкусный

Срежем мы кочан капустный!

«Срезают кочан», показывают руками круг.

Мы трудились. Так устали! В корзинки брали. Ребята, что за шум на грядке? Это снова помидор безобразничает!

Упражнение на развитие интонационной выразительности речи.

Логопед заранее распределяет роли и обыгрывает с детьми характеры персонажей. Каждый персонаж получает шапочку-маску

Дети делятся на две подгруппы.

1-я группа: Дидили, дидили, где вы Машу видели?

Пропевают текст песни и одновременно простукивают ритмический рисунок.

2-я группа: Заглянули в огород Маша пляшет у ворот.

1-я группа: Дидили, дидили, где вы Катю видели?

2-я группа: Загляни в зелёный сад Катя щиплет виноград.

Проговаривают текст, затем в этом ритме щёлкают пальцами.

1-я группа: Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

2-я группа: Заглянули под крылец грызёт Дуня огурец.

1-я группа: Дидили, дидили, Ваню вы не видели?

2-я группа: На полянке у колодца Ваня с курицей дерётся!

На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей.

«В осеннем лесу»

Упражнение на развитие чувства ритма.

Логопед. А в лесу начался настоящий концерт.

У каждого лесного жителя

свой инструмент;

Застучал своим длинным клювом

дятел.

Забарабанил лапками по пню

маленький зайчишка.

Залязгал зубами голодный волк.

Затопал по своим делам шустрый

ежик.

Ритмическое упражнение «Капли»

Капля — раз! Капля — два!

Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.

Капли медленно сперва. Стали капли ударять,

Капля каплю догонять. А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом. До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Овощи

Динамическое упражнение «Помидор» (на координацию слова с движением, речевого дыхания)

В огороде за забором

Руки от себя, указать вниз с небольшим наклоном вперёд, затем руки поднять вверх, ладони прямые от себя вытянуться с небольшим напряжением «в струнку»

Поспевают помидоры

Руки в бока, грудь и живот немного вперёд («напыжеться»); концы пальцев обеих рук соединить, образовав «шарик».

Держатся за колышки,

Сжать кулаки, пальцы смотрят друг на друга; согнуть руки в локтях, ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты.

Греются на солнышке.

Поднять лицо вверх, как бы подставляя солнышку,; руки поднять вверх, слегка развести, потянуться к солнышку.

Капустка

Мы капустку рубим-рубим, Движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы капустку солим-солим, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

Мы капустку трём-трём, потирать кулачок о кулачок

Мы капустку жмём-жмём. сжимать и разжимать кулачки

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка, Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

«Ягоды»

Раз-два-три-четыре-пять –

В лес отправимся гулять

(Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдём.

(Ходьба змейкой между листьями, лежащими на полу взявшись за руки)

Может быть и под листочком

Сладку ягодку найдём.

На носочки детки встали,

По дорожкам побежали.

(Бег на носках)

И на каблучках пойдём,

Через лужи перейдём.

(Ходьба на пятках)

Где ты прячешься малинка

Полезай-ка в кузовок!

«ПО ЯГОДЫ» КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЕМ

Мы шли-шли-шли, Маршируют, руки на поясе.

Землянику нашли. Наклонились, правой рукой коснулись

носка левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять, Маршируют.

Мы идем искать опять. Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.

«Домашние птицы»

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Петух» [Координация речи с движением. Развитие подражательности. Совершенствование умения договаривать словосочетания].

Петя, Петенька, петух Дети стоят лицом в центр круга,

ритмично бьют руками по бокам,

как крылышками.

Весь раскрашен в прах и пух.

Разноцветный, весь цветной, Идут по кругу друг за другом,

заложив руки за спину.

И кричит, как заводной: Останавливаются,

поворачиваются лицом в круг

— Ку-ка-ре-ку! Кукарекают.

Птичий двор».

Упражнение на развитие координации движений.

Звучит музыка.

Логопед.

Наш гусак встает на зорьке, Дети потягиваются, руки за голову

Он к реке сбегает с горки. Маршируют.

Он гусиную зарядку Приседают.

любит делать по порядку.

Для начала — бег на месте, Бегут на месте.

Крылья врозь, а лапки вместе. Разводят руки в стороны.

Упражнения для шеи, Движения головой вперед-назад.

чтоб росла еще длиннее.

Тренировка для хвоста, Руки на поясе-вращательные движе-

ния бедрами.

А потом - бултых с моста! Приседают, руки на коленках, голова

опущена.

Он плывет на середину, Плавно раздвигают руки, имитируя

стиль «брасс».-

Чистит лапки, моет спину. Поглаживают правой рукой левую,

начиная с кончиков пальцев до плеча.

Лапки моет чисто-чисто, Поглаживают левой рукой правую,

не простыть чтоб трубочистом, начиная с кончиков пальцев до плеча.

Крикнул селезень: «Кряк-кряк. Прыгают на месте на двух ногах.

Физкультурник наш гусак!» .

Логопед. Вот «такой замечательный гусак! Вслед за ним идет кто-то очень нарядный и голосистый:

Он носом в землю постучит, Взмахнет крылом — и закричит. Кричит он даже сонный, Крикун неугомонный.

Дети. Это петух. Петух — домашняя птица.

Логопед. Петя, Петя, петушок,

Как красив твой голосок! Как красиво ты поешь, Гордо голову несешь.

Дети идут по залу: голова слегка приподнята, плечи расправлены. В такт музыке ударяют руками по бедрам. Высоко поднимают ноги, оттягивая носок. 4 Звучит музыка.

Индюк.

Ходит по двору индюк

Шаги на месте

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Остановиться, удивленно посмотреть вниз

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

Потопать ногами

Крыльями захлопал

Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам

Весь раздулся, словно шар

Руки на поясе

Или медный самовар

Сцепить округленные руки перед грудью

Затряс бородою

Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк

Понесся стрелою.

Бег на месте

«Части тела»

Подвижная игра «Это я» [Развитие общей моторики, координации движений. Формирование умения договаривать слова или словосочетания].

Это глазки. Вот. Вот. Показываем сначала левый,

потом — правый глаз.

Это ушки. Вот. Вот. Беремся сначала за левое ухо,

потом — за правое.

Это нос. Это рот. Левой рукой показываем рот,

правой — нос.

Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладем на спину

правую — на живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп. Протягиваем обе руки, два раза

хлопаем.

Это ножки. Топ, топ. Кладем ладони на бедра, два

раза топаем.

Ой, устали. Вытрем лоб. Правой ладонью проводим по лбу.

«Посуда»

Упражнение «Тарелка» [Координация речи с движением. Формирование умения договаривать словосочетания за воспитателем. Дети выполняют движения, подражая воспитателю, и договаривают за ним словосочетания].

Вот тарелка для Валерки — Рисуют руками большой круг.

Желтые колечки. Рисуют указательными пальцами

маленькие круги.

Для котлеты, для пюре, Загибают на левой

руке пальчики

правой рукой, начиная с большого.

Для блинов и для гречки.

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка, Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Моет вилку, чашку, ложку, Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять

имитирующие движения.

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Публикации по теме:

«Прогулка в лес». Конспект НОД по физическому развитию в средней группе «Прогулка в лес». Конспект НОД по физическому развитию в средней группе. Тема: «Прогулка в лес».Задачи:1. Закрепить умение бросать в вертикальную.

«Путешествие в Африку». Конспект НОД по физическому развитию в средней группе. «Путешествие в Африку». Конспект НОД по физическому развитию в средней группе. Тема:«Путешествие в Африку».Задачи:1. Закрепить умение детей.

Фотоотчёт «НОД по физическому развитию в первой младшей группе»Фотоотчёт «НОД по физическому развитию в первой младшей группе» Уважаемые коллеги! Мне близки слова Сухомлинского, что “Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Календарно-тематический план по физическому развитию в старшей группе Календарно-тематический план организованной образовательной деятельности по физическому развитию Физическое развитие 1. Бег врассыпную,.

Конспект НОД по физическому развитию «Посвящение в Спортики»Конспект НОД по физическому развитию «Посвящение в Спортики» Конспект НОД по физическому развитию с использованием нетрадиционного оборудования в подготовительной группе. «Посвящение в Спортики» Воспитатель:.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Осенние игры по физическому развитию на воздухе в старшей логопедической группе Сфера применения. Дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Выбор игр. Данные игры могут использоваться в работе с детьми старшего.

Перспективное планирование по физическому развитию в первой младшей группе Перспективное планирование по физическому развитию в первой младшей группе (2 – 3г.)Планирование составлено в соответствии с программой.

Перспективный план работы по физическому развитию в подготовительной группеПерспективный план работы по физическому развитию в подготовительной группе Перспективный план работы по физическому развитию в подготовительной группе детского сада. Сентябрь 1 неделя. Беседа «Что такое правильная.

Занятие по физическому развитию «Приключение Фиксиков» Тема: «Приключение Фиксиков» Возрастная группа: старшая Форма НОД: Социально –коммуникативное, познавательное, физическое развитие. Форма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика в работе по физическому развитию дошкольников
Опубликовано: 21 октября 2020 в 10:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логоритмика в работе по физическому развитию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шаяхметова (УИ 568362) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД