Елена Евстафьева
Логоритмика в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.
Публикация «Логоритмика в ДОУ» размещена в разделах
Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни.
Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам.
Занятия по логоритмике – это игры или упражнения на подражание взрослому, сопровождаемые специально подобранной музыкой
То есть ребенок слушает воспитателя или родителя, видит, что он делает, повторяет за ним сказанное и сделанное. Лучше всего маленькие дети реагируют на рифмованную речь, но это не обязательно: подойдут любые забавные, интересные истории. Главное назначение логоритмики для детей – коррекция или развитие речевых навыков. С ее помощью можно избавить кроху от таких речевых проблем, как заикание, нарушение произношения, слишком медленная или слишком быстрая речь. При этом любая логопедическая игра развивает сразу несколько процессов.
Цель:
Развитие связной речи у дошкольников
Задачи:
1. образовательная - формировать умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе; формировать умение придумывать движения к пляскам (танцам, проявляя самостоятельность в творчестве; побуждать к инсценированию содержания песен и игр, формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;
2. развивающая - развивать навык восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов; развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук, умения передавать через движения характер музыки, развивать умения выполнять различные игровые ситуации.
3. воспитательная – вызывать положительные чувства к пробуждающейся природе; воспитывать способность подчинять свои действия инструкции; воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, умения работать сообща в коллективе.
4. коррекционная – развивать навыки звукопроизношения и речи,
физиологического и речевого дыхания, слитности речи.
Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:
• Развитие дыхания
• Коррекция речевых нарушений
• Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
• Совершенствование координации
• Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
• Воспитание чувства ритма
• Закрепление пространственных понятий
• Приобщение к духовным ценностям (музыке)
• Обучение пению, произношению скороговорок
• Расширение кругозора
• Увеличение словарного запаса
Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:
1. Развитие речевых процессов, их коррекция
2. Создание мотивации к речевой деятельности
3. Стимуляция фонематической активности
4. Активизация словаря
5. Развитие орального праксиса
6. Развитие фонематического слуха
7. Развитие памяти зрительной, слуховой
8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.
Логоритмика включает три основных элемента:
• слово (звук);
• ритм;
• движение.
Поэтому занятия помогут развивать сразу большое количество навыков. Доказано, что мелкая моторика и речь неразрывно связаны друг с другом, поэтому отставание в одном неизменно повлечет отставание в другом. Вот почему лучший вариант тренировки – комплексное занятие. И логоритмика помогает получить такой эффект
При использовании логоритмических занятий у ребенка формируются и совершенствуются следующие важнейшие навыки:
• повышается ловкость, совершенствуются крупная и мелкая моторика;
• ребенок обретает навык правильного выдоха при говорении;
• улучшаются мимика, интонация и темп речи;
• развивается подвижность артикуляционных органов, благодаря чему улучшается дикция;
• слишком активные и подвижные малыши несколько успокаиваются, слишком медлительные – наоборот, становятся более шустрыми и бодрыми;
• улучшается осанка малышей;
• раскрываются творческие способности, умение подражать, изображать разные эмоции;
• детки становятся более сильными, выносливыми.
Методика проведения логоритмических занятий включает в себя следующие аспекты:
• Разные виды ходьбы, маршировки, прыжки, приседания - формируют у детей координацию движений рук и ног, учат ориентироваться в пространстве, понимать, где право и лево, что значит впереди, сзади, сверху, снизу. Обычно с таких упражнений начинают занятия.
• Дыхательные и артикуляционные упражнения - развивают силу, выразительность, высоту голоса, а также мышцы артикуляционных органов.
• Игры по коррекции речи (например, для развития фонематического слуха). -способствуют устранению имеющихся нарушений восприятия и произношения. Ребенку предстоит повторять сложные звуки, находить и распознавать их в словах.
• Пение -улучшает интонацию, помогает справиться с заиканием, скороговорением, да и просто доставляет ребенку удовольствие.
• Упражнения на счет - позволяют малышу запомнить порядковый счет предметов.
• Пальчиковую гимнастику. Это дает прямую стимуляцию зон коры головного мозга, отвечающих за развитие речи.
• Упражнения на развитие моторики: общей и мелкой. Способствуют развитию речевых и мыслительных процессов.
• Игры на внимание, развитие памяти - развивают навыки быстрого переключения между действиями.
• Упражнения, направленные на нормализацию тонуса мышц речевого аппарата - необходимы детям с дефектами речи, в частности заиканием.
• Танцы - развивают чувство ритма, улучшают пластику и осанку малыша, дают выход энергии у слишком непоседливых детей.
• Упражнения на развитие мимики - незаменимы для детей с нарушениями речи. Часто их лицевые мышцы малоподвижны. Невыразительная мимика делает невыразительным и произношение, поэтому требуется коррекция.
• Релаксацию. Такие упражнения обычно завершают занятия по логоритмике. Они нужны, прежде всего, детям с гиперактивностью и подобными нарушениями в работе нервной системы.
На начальном этапе занятий ребенок может просто повторять за взрослым движения, затем – отдельные слова или окончания фраз. А когда сможет запомнить весь текст – пусть повторяет его от начала до конца.
• На прогулке можно имитировать звуки или движения мира природы (птиц, животных, погодных явлений).
• В ванной легко получается поиграть в шторм, в отважных капитанов, изобразить плавающих рыбок, разыграть рассказ или сказку на морскую или речную тематику.
• Занимаясь гимнастикой, можно включить подходящую музыку и выполнять упражнения, имитирующие какие-то другие действия (прыгание лягушки, потягивание кошки, качание веток от ветра).
Возможностей вовлечь ребенка в логоритмические занятия много, фантазия взрослых может подсказать и другие варианты.
Организуя дома такие занятия, корректируйте их в зависимости от потребностей вашего ребенка: можно делать упор как на отработку звуков или узнавание их в речи, так и на внимание, развитие слуха, координации, если это больше требуется для вашего малыша.