Ирина Тараненко
Логоритмика как средство речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая ритмика - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Ж. -Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть, воспринят ритм музыкальный. Музыка всегда выражает эмоциональное содержание, а ритм является одним из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм тоже является выражением некоторого эмоционального содержания. Он имеет и моторную, и эмоциональную природу, так как в основе его лежит восприятие выразительности музыки. Вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться.
Публикация «Логоритмика как средство речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Благодаря существенному вкладу Г. А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г. А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, нарушения голоса.
Русский ученый, Волкова Г. А. писала о том, что с понятием музыкального ритма связано понятие ритмического чувства. Музыкалъно-ритмическое чувство характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и в вследствии этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.
На основе развития музыкально-ритмического чувства строится музыкально-ритмическое воспитание. Его содержание составляет целенаправленное формирование личности путем воздействия на нее музыки и ритма с целью воспитания познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности. Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов развиваются познавательные способности детей.
Музыкально-ритмические упражнения рассматриваются как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. Музыкально-ритмические движения заставляют детей и взрослых переживать выраженное в музыке.
Эмоциональная отзывчивость различна. В младшем дошкольном возрасте она выражается в непроизвольных движениях: у детей меняется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище; в старшем возрасте эмо циональная отзывчивость проявляется посредством произвольных движений в процессе игры. Содержанием музыкально-ритмического воспитания являются песня, игра, трудовой ритмизированный процесс, праздник.
Логоритмика традиционно используется в условиях группы детей с одинаковыми речевыми патологиями или сходным уровнем речевого развития. Однако, в условиях инклюзивного образования, в группах дошкольного учреждения обучаются дети с различными речевыми и психофизическими диагнозами.
Большой опыт работы музыкальным руководителем в дошкольном образовании показал необходимость проведения музыкальных занятий логоритмикой совместно с учителем – дефектологом. Именно поэтому, нами предполагается иной подход к построению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Нами подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, на развитие артикуляционной и мимической моторики и музыкальные произведения. С детьми с ОВЗ проводится подготовительная работа на индивидуальных занятиях.
Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам. С учетом возрастных и психомоторных особенностей детей с ОВЗ речевая нагрузка на воспитанников в ходе занятия распределяется равномерно. Это достигается путем чередования различных видов деятельности, что позволяет удерживать детей на протяжении всего занятия. Постоянная смена, новизна заданий увеличивает интерес и концентрацию внимания, снижает утомляемость воспитанников, способствует быстрому усвоению материала.
Как система логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет, немаловажную, оздоровительную функцию, помогает пополнить пассивный и активный словарь, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей.
Библиографический список:
1. Басов М. Я. Движения под музыку. – В кн. : Избранные психологические произведения. - М. ,1975. С. 147–149.
2. Богданова Е. В., Жихарева Н. Б. Основные направления дифференцированной работы с заикающимися подростками в условиях стационара. – В сб. : Расстройство речи и методы их устранения. – М., 19/5. С. 103-149.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М., 1985. –191с.
4. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста. – Л., 1982. С. 53-69.