Барецкая Мариям Багаудиновна
Логоритмика в коррекционно-развивающей работе
▼ Скачать + Заказать документы
Дистанционная педагогическая конференция
В последнее время меня очень заинтересовали терапевтические возможности музыки. Ведь ни для кого не секрет, что в детских садах все больше детей, которым нужна особая поддержка от педагогов. Может показаться что логоритмика это то чем должны заниматься логопеды. Но когда педагоги работают в тандеме, то и результаты потрясающие!
Публикация «Логоритмика в коррекционно-развивающей работе» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2020
Я многое узнаю о музыкальной терапии и делюсь своими знаниями с коллегами. В условиях карантина ее пришлось провести дистанционно на платформе ZOOM. Были подготовлены доклад и слайды к нему.
Слайд 1
По статистическим данным только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Благодаря
С каждым годом все чаще в детских садах мы видим детей с различными нарушениями речи и ОВЗ (особенные потребности здоровья). Поэтому необходимо искать новые, эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Этим средством для себя я выбрала логоритмику, за ее безграничные возможности и доступность.
Слайд 2
В начале 20-го века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метод ритмической гимнастики». Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865 – 1950). Э. Жак-Далькроз преподавал в Женевской консерватории. Его поразила неритмичность учеников. Далькроз считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хороший ритм. Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики и «культивировать ритмическое чувство само по себе». Регулятором движения Далькроз сделал музыку.
Слайд 3
В нашей стране в 30-40-ые годы система музыкально-ритмического воспитания разрабатывалась Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, Н. П. Збруевой, Е. В. Коноровой, М. А. Румер, Е. П. Шепулиным.
В 50-60-ые годы систему музыкально-ритмического воспитания применительно к дошкольному возрасту разрабатывали Н. А. Ветлугина (1958, А. В. Кенеман (1960). В разработке содержания ритмики участвовали М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Рвоскина. Несколько позднее в работе приняли участие А. Н. Заколпская, С. Г. Товбина, Е. Н. Соковнина, Е. И. Иова, И. В. Слепович и др.
Галина Анатольевна Волкова - кандидат педагогических наук, профессор. Автор 1 учебного пособия в России «Логопедическая ритмика»
Слайд 4
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Логоритмические упражнения включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Благодаря логоритмическим занятиям укрепляется здоровье ребенка: в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Развиваются моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.
Слайд 5
Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность
Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод логопедической работы или как часть занятия.
Слайд 6
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:
1 направление - предусматривает развитие неречевых процессов: - совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; - развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2 направление– развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя: - развитие дыхания, голоса; - выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; - развитие артикуляционной и мимической моторики; -координацию речи с движением; - воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Формы работы с детьми: - групповые, - подгрупповые, - индивидуальные.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с ритмической основой: - под музыку, - под счет, - словесное и стихотворное сопровождение. При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности: - пальчиковые игры или массаж пальцев; - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; - стихотворения, сопровождаемые движениями; - упражнения, егулирующие мышечный тонус; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - чистоговорки; - речевые и музыкальные игры; - различные виды ходьбы и бега под музыку; - ритмические упражнения, пение; - подвижные игры, драматизации; - мимические упражнения; - упражнения на релаксацию под музыку.
Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах:
1 Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.
2 Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.
3 Динамические паузы между НОД.
4 Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.
5 Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.
6 Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
7 Подвижные игры с речитативом и движениями.
Все это невероятно полезно для детей, а главное им очень нравится выполнять эти веселые задания. Ведь мы ни когда не забываем, что ведущая деятельность ребенка это игра. И дети играя в полезные упражнения корректируют различные нарушения, улучшают коммуникативные навыки и становятся самыми счастливыми.
Спасибо за внимание! Будьте здоровы!