Марина Пилипчук
Логоритмические упражнения для детей с родителями «По дороге домой»
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика как один из видов здоровьесберегающих технологий в обучении детей дошкольного возраста.
Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель
Целью выполнения данных логоритмических упражнений является развитие речи и музыкальных способностей детей путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
• развитие слухового внимания и фонематического слуха;
• развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
• развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пространственных организаций движений;
• развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
• формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
• формирование и развитие слухо-зрительно-двигательной координации.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Методика воспитания детей средствами логопедической ритмики вобрала в себя положения метода ритмического воспитания Жак-Далькроза, который отмечал важность ритмизирования себя на уровне подсознания, и в этом ведущую роль отдавал музыке. Музыкальное сопровождение помогает пространственно-временной организации движений, они приобретают плавность, большую точность, выразительность.
Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.
Речь – одна из важных сторон развития ребёнка. Полноценная речь — необходимое условие успешного обучения в школе.
При нарушениях речи развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно- логического мышления, психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью. Отставание в речевом развитии оказывает негативное влияние на становление полноценной личности. Дети с речевыми отклонениями, начинающие осознавать недостатки своей речи, становятся робкими, молчаливыми или вспыльчивыми. Это замена живого общения телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д.
Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребёнка, развитию его речевого аппарата, формируют у ребёнка чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что снижает психоэмоциональное напряжение и укрепляет здоровье ребёнка, а так же помогает родителям весело, интересно и с пользой провести время с ребенком по дороге домой из детского сада.
«Ветер и ветерок»
- Представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки.
- Подул тёплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
- Подул холодный ветер: с- с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
- Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
- Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять
расслабляются
«Овощи» (упражнение без музыкального сопровождения)
Ах, какой же урожай, дети стоят
Побыстрее собирай. правой рукой выполняют хватательное
движение и опускают руку в другую сторону
Выкопай картошку с грядки, имитация копания огорода
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей, наклониться, правой рукой
Чтобы съесть их поскорей. «сорвать огурец»
движение зубами с закрытым ртом
Срежь капусту, посоли, правую руку согнуть в локте, пальцы
сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево.
Маму с папой угости. отвести поочерёдно руки
вправо – влево
Выдерни морковь, редиску, имитация выдёргивания овощей
Поклонись им в пояс низко. выполнить наклон туловища вперёд,
правую руку отвести от груди вправо
Ай, какой же урожай, руки приставить к вискам,
выполнив наклоны головы
Ты в корзину загружай. руки развести в стороны, направив их
движение к себе.
«Домашние животные»
«М у – у - у»,- коровушка мычит,кисти рук приставить к голове,
выдвинув указательные пальцы, наклоны головой в стороны
Слепней, мошек отгоняя.
«Гав – гав - гав»,- залаял пёс, руки назад, соединить кисти,
подняв ладони вверх
Выше хвост свой поднимая
«Мяу-мяу»,- кошка плачет, руки перед грудью,
движения вперёд – назад
Мышку в норку загоняя,
«Ме – е –е - е»,- заблеяла коза, руки согнуть в локтях, вытянуть
указательный палец и мизинец, выдвигая одновременно руки
«Забодаю, забодаю». вперёд
Упражнение «Солнышко»
Делаем вдох, поднимая руки в вверх выдыхаем и произносим: О-О-О-О – солнце высоко!
Зимушка-зима
Ждали зиму мы давно, - Выполняют «пружинку» на месте, руки на поясе.
Все смотрели мы в окно.
Наконец она пришла. - Хлопают в ладоши.
Здравствуй, зимушка-зима!
Всюду снег на ветках пышных, - Плавно поднимают в сторону правую руку, затем левую;
Ветерка почти не слышно. - Медленно опускают руки вниз.
Словно легкие пушинки, - Кружатся на месте, руки в стороны-вниз.
В танце кружатся снежинки.
Речка быстрая молчит, - Приседают, обхватывают руками плечи.
Птичья песня не звучит.
Эй, ребята, выходите - Шагают на месте.
И на саночки садитесь.
Мы на саночки садились - Легко, на носочках, бегут по кругу.
И под горочку скатились.
Дружно мы на лыжи встали, Идут широким шагом, имитируя ходьбу на лыжах.
Друг за другом зашагали.
Вместе все, бегом, бегом, - Останавливаются, «катают снежный ком
Мы скатали снежный ком.
В детский сад потом пошли, - Шагают на месте.
Суп поели, спать легли. - Присаживаются на корточки, руки скла
дывают под щеку.
Медведь
Без нужды и без тревоги (Сжимают и разжимают кулачки.) Спал медведь в своей берлоге, (Складывают ладошки вместе, подкладывают под щёку.)
Спал всю зиму до весны И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый, (Сжимают и разжимают кулачки.)
Слышит – каплет. (Пальчиками стучат по столу.)
Вот беда! (Качают головой.)
В темноте пошарил лапой (Вытягивают руки вперёд, раздвигают пальцы.)
И вскочил – кругом вода!
Заспешил медведь наружу. (Указательным и средним пальцами
«бегают» по столу.)
Заливает! Не до сна!
Вылез он и видит: лужи, (Сжимают и разжимают кулачки.)
Тает снег…
Гномики
Жили-были гномики (Указательным и большим пальцем показываем размер)
В расчудесном домике. (Ладони сложены в виде крыши)
Папа-гном дрова рубил, (Ребром кисти ударяем о ладонь)
Гном-сынок их в дом носил, (Хватательные движения руками)
Мама-гномик суп варила, (Кисти округлены, шарообразные движения)
Дочка-гном его солила, (Пальцы сложены в «щепотку») Гномик-бабушка вязала, (Имитируем вязание на спицах) Гномик-тетушка стирала, (Потираем ладошки друг о друга)
Дед – окошко открывал,
Всех знакомых в гости звал! (Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)
Снеговик
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут «по столу пальчиками.) Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладошками.) Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
Снежок
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили. (лепить, меняя положение ладоней) Круглый крепкий, очень гладкий (показывают круг, гладят ладони друг о друга)
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим. ("подбросить", посмотреть вверх)
Два – поймаем. (" ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем. (топают)
Замок
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Моя семья
(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить
кулачком)
Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА. (загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА. (загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Вот и вся моя семья!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Песенка про смех
Это песенка про смех - ха-ха-ха!
Мы поем ее для всех - ха-ха-ха! Т
ак смеются медвежата - ха-ха-ха!
И тигрята, и слонята - ха-ха-ха!
Они басом все хохочут - ха-ха-ха! –
Все вокруг гремит, грохочет- ха-ха-ха!
Едем
"Губной вибрант" (помогаем указательным пальцем).
На машине едем к маме бр-бр-бр. Мы не ели, мы не спали - бр-бр-бр. Целый день мы за рулем - бр-бр-бр. все нам было нипочем - бр-бр-бр.
Бегемот
Произносить грудным и фальцетным режимами (вибрирует мягкое небо - храп на вдохе и выдохе).
Сладко спит в своей постели бегемот - хр-хр-хр. Видит он во сне морковку и компот - хр-хр-хр.
Спит он, широко разинув рот, - хр-хр-хр.
И во сне он громким голосом поет - хр-хр-хр!