Анна Стецко
Логоритмические игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время: согласно статистическим данным 15-20% детей поступают в школу с несовершенным произношением звуков.
Используя в практической деятельности разные средства формирования правильного звукопроизношения – артикуляционную гимнастику, игры, упражнения для мелкой и общей моторики и т. д., не менее эффективными средствами воздействия являются логоритмические игры и упражнения. Они вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой.
Темочки:
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Развлекая детей с помощью движения под музыку, педагог по развитию речи или логопед, делают весьма полезное дело. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребёнок использует и развивает многие свои способности, в частности:
а) улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка.
б) развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память.
в) формируются навыки вербального и невербального общения.
г) ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе.
д) развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Логоритмика включает пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Занятия логоритмикой не заменяют специальных логопедических и других развивающих занятий, а только дополняют их, расширяя возможности для развития ребенка и его успешной социализации. Поскольку практически все упражнения и игры на логоритмическом занятии оказывают комплексное воздействие на развитие малыша, одновременно активизируя разные сферы его развития, в конечном итоге цель логоритмики шире, чем кажется на первый взгляд. Ее можно сформулировать так: логоритмика нацелена на общее развитие ребенка и его социальную адаптацию.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Основа занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Таким образом, любые ритмические движения активизируют деятельность мозга в целом. Поэтому, чем выше двигательная активность ребёнка в течение всего дня, тем интенсивней развивается его речь, и наоборот, формирование движений происходит при участии речи.
Как педагог по обучению грамоте и развитию речи, я обеспечиваю детям необходимую двигательную и речевую активность в течение всего занятия и, безусловно, логоритмические игры и упражнения в этом плане – основа основ.
Использование разных форм проведения своих занятий с использованием логоритмических игр и упражнений, побуждают каждого ребенка принять активное участие в образовательном процессе, позволят максимально реализовать свои возможности и поддерживают познавательный интерес и внимание на протяжении всего занятия. Как результат - продуктивное усвоение речевого материала.
Музыкально-игровые технологии в работе по обучению грамоте и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, позволяют отметить следующее:
Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. При этом не нужно специально заучивать речевой материал: просто повторяйте текст от занятия к занятию, пусть все идет своим чередом. Первое время задания читает педагог, позже, когда ребенок (дети) сможет повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, он может занять роль "ведущего".
Не спешите охватить как можно больше заданий — каждое упражнение нужно повторять многократно (из занятия в занятие, и лишь когда оно будет выполнено "на отлично", переходить к следующему. Если какое-то задание категорически "не идет", отложите его, но через некоторое время обязательно вернитесь к нему.
Ваш помощник — музыка. Меняйте композиции на каждом этапе занятий. Вы можете использовать как классические мелодии (для медленной части подойдут вальсы, для более подвижной — марши, так и использовать детские песенки из любимых мультфильмов и записи звуков природы.
Не бойтесь что-то менять и экспериментировать. Если задание оказалось слишком сложным для ребенка (детей, упростите его или разбейте на короткие блоки. Заметили трудности в конкретном задании — добавьте количество упражнений на отработку нужного навыка. Главное правило — соблюдать единство музыки, движения и речи.
Существует множество игр для развития дыхания. Предлагаю несколько игр, разработанных различными авторами.
Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.
Цель: Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания
Чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:
“Небоскребы – избушки” (тема “Город”);
“Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”);
“Животные, их детеныши” (тема “Домашние животные”).
Дыхательные упражнения :
Цель: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.
Гусь (тема “Домашние птицы”)
Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”
Артикуляционная гимнастика:
Цель: способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы.
Дикие животные (тема “Дикие животные готовятся к зиме”)
“Зайчик”. Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.
“Сердитый волк”. Нижнюю губу прикусить верхней губой.
“Ежик фыркает”. Вибрация губ.
“Лосенок сосет молоко и чмокает”. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием при раскрытии рта (чмоканье). (Е. А. Пожиленко)
Упражнения для развития мелкой моторики.
Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь.
Длинные клювы (тема “Перелётные птицы”)
Упражнение можно выполнять с прищепками.
Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у аиста и журавля.
(О. И. Крупенчук)
Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.
Игры на развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Узнаешь птицу? (тема “Зимующие птицы”)
Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:
Съегирь, снегиль, снегирь
Воена, волона, ворона
Грухаль, клухай
Мимические упражнения :
Цель: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.
В Африке (тема “Животные жарких стран”) :
Обезьянки - кривляки.
Сердитый тигр.
Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко)
Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.
Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные оркестры детских инструментов:
Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)
“Ложкари” (ложки разных размеров)
“Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод)
“Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)
“Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).
Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.
Песню “Черепашонок” Муз. И. Пономарёвой инсценируем с игрушками – черепашками (лексическая тема “ Животные жарких стран”).
Песню “Шла лиса” Муз. И. Пономарёвой исполняют дети с куклами с подвижным ртом (лексическая тема “Дикие животные”).
Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.
Тема “Космос”, танец “Земля в иллюминаторе”; тема “Дикие животные”, танец “Ёжик в тумане”.
Игры : развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение.
Подвижные игры (тема “Части тела”)
Русская народная игра “Дударь”
Водящий – дударь стоит в центре круга. Дети идут вокруг него дробным шагом и поют:
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый, старичище.
Ну, его в колоду, ну, его в сырую,
Ну, его в гнилую!
Дударь, дударь, что болит?
Водящий – голова! (спина, нога и др.)
Дети идут по кругу, держась за голову.
Игра повторяется, пока дударь не скажет:
“Ничего не болит!”,тогда все разбегаются, а он догоняет.
Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”)
Игра: “Зимние забавы” Муз. С. А. Коротаевой.
Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают.
Коммуникативные игры (тема “Домашние животные”)
Игра: “Бинго”
Дети парами идут по кругу и поют:
Наш лохматый серый пёсик у окна сидит,
Наш лохматый серый пёсик из окна глядит,
Б – И – Н – Г – О, Б – И – Н – Г – О,
Б – И – Н – Г – О, Бинго звать его.
Говорят:
Б – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу
И – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу
Н – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу
Г – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу
О-О-О!- обнимают друг друга.
Игры с остановками (тема “Семья”)
Русская народная игра “Как у дяди Трифона”
Водящий стоит лицом к детям, все поют:
Как у дяди Трифона было семеро детей,
Было семеро детей, было семь сыновей,
С такими ушами, с такими носами,
С такими глазами, с такими волосами,
С такими зубами, с такими руками.
Не пили они не ели, разом делали вот так!
Водящий показывает позу, все должны повторить и замереть.
Тот, кто точнее повторил, становится водящим.
Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.
Безусловно, положительная динамика усвоения знаний и умений детей, в частности, по обучению грамоте и развитию речи, зависит от тесного сотрудничества педагога с родителями воспитанников. Использование всевозможных форм работы с родителями (своевременное информирование о разучивании новой игры через инфостенд, в разделе РАЗВИТИЕ РЕЧИ; проведение открытых занятий по обучению грамоте и развитию речи; привлечение родителей к изготовлению пособий для логоритмических игр и др.) превращает их из «зрителей» и «наблюдателей» в активных участников.