Осадчая Юлия
Логопедическое занятие «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеобразовательное частное учреждение «Первая Московская гимназия»
Логопедическое занятие «Времена года»
(игра-соревнование)
Разработали и провели:
Осадчая Юлия Валерьевна – учитель-логопед начальной школы
Говорок Екатерина Владимировна – учитель-логопед начальной школы
Публикация «Логопедическое занятие „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Логопедическое занятие «Времена года»
(игра-соревнование)
Логопеды гимназии провели игру соревнование «Времена года» во вторых классах начальной школы.
Целью игры было закрепить у детей знания последовательности и признаков времен года, и месяцев, а также активизировать словарный запас по этой теме, закрепить умение образовывать однокоренные слова, развивать кратковременную память и внимание, повторить правописание словарных слов.
В этой игре ребятам пригодились знания по русскому языку и окружающему миру, умения работать как в малых группах, так и всем вместе.
Мы заранее определили составы команд, учитывая индивидуальные особенности детей таким образом, чтобы в одной команде оказались дети из параллельных классов. А названия своих команд дети придумали сами, ориентируясь на картинки с изображением времени года.
Приятной неожиданностью для участников игры стало сообщение о том, что команда-победитель получает «Сертификат на получение пятерки по русскому языку».
Для проведения игры нам понадобились: сюжетные картинки-времена года, листы с изображением деревьев, цветная бумага (4 цвета, ручки, листочки с названиями месяцев, музыкальный центр, картинки на словарные слова.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Игра «Воображаемый подарок».
Находясь в кругу, с помощью мимики и жестов, дети дарят воображаемые подарки друг другу.
2. Сообщение темы занятия.
«Сегодня мы проведем игру-соревнование. Вам пригодятся знания по русскому языку и окружающему миру, а также умения быть внимательными и дружными»
3. Деление на команды.
«А сейчас вы отгадаете загадки и разделитесь на команды»
Загадки:
Была белая да седая,
Пришла зеленая да молодая.
Словно пава летела,
На ниву присела.
Выпустила перья
Для всякого зелья. (Весна)
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает (Осенью)
Расчудесная погода
Улыбается природа!
Изумрудная пора
Рада, рада детвора!
Солнышко румяное,
Утречко туманное. (Лето)
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки - над миром пушинки. (Зима)
«Какой теме будет посвящена наша игра?» (Времена года)
«И в нашей игре будет четыре команды по количеству времен года»
Педагог делит второклассников на команды. Команды расходятся в четыре зоны кабинета. Дети получают картинки с изображением времени года и задание придумать название своей команды. Название должно подходить к картинке с изображением времени года.
3. Игра «Слова-родственники»
Каждая команда получает лист с изображением дерева с корнем, на котором написано слово. Дети должны подобрать как можно больше родственных слов к данному.
Слова: сад, снег, вода, земля
Инструкция: «Это дерево необычное. Оно растет из слова. Это слово – корень. Дерево разрастется, когда на нем вырастут слова с таким же корнем. Чем больше родственных слов вы напишите на дереве, тем оно станет сильнее и красивее. А ваша команда получит больше баллов»
Работа проходила под музыку П. И. Чайковского «Времена года».
4. Игра «Слушай и запоминай»
У детей на столах листочки и ручки.
Ведущий один раз читает ряд слов. Дети внимательно слушают и запоминают их в том же порядке, после чего записывают только первую букву каждого слова – получается новое слово.
Инструкция: «Слушайте и запоминайте слова в том же порядке как я прочитаю. Потом запишите первую букву каждого слова. Получится новое слово»
Слова для запоминания:
Гриб, облако, дерево (год)
Звезда, иней, мороз, аквалангист (зима)
Медведь, ель, снег, якорь, цапля (месяц)
Абрикос, воробей, гусеница, учебник, стая, турист (август)
Лебедь, енот, дворец, окунь, художник, обруч, дети (ледоход)
5. Игра «Запомни-запиши»
Детям предлагается запомнить картинки со словарными словами размещенные на доске и записать слова по памяти.
Инструкция: «Запомните словарные слова. Я их спрячу, а вы их запишите по памяти»
Картинки: береза, корзина, урожай, ветер, мороз, иней, ягода, коньки, валенки, яблоко.
6. Игра «Календарь»
Ведущий загадывает загадку:
Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
Где всё это хранится?
(Календарь)
Инструкция: «Вы превращаетесь в листочки календаря. Подул холодный зимний ветер. Давайте встанем и подуем»
Дети выполняют упражнения на дыхание:
«Полное дыхание»
Дыхание производится по методу «вдох через нос – выдох через рот». Из исходного положения на вдохе медленно поднимайте руки, пока они не сомкнуться над головой. Одновременно поднимайтесь на носки. На выдохе сделайте наклон вперед, руки в расслабленном состоянии бросьте вниз. Выгните спину, расслабьтесь и повторите упражнение.
«Дыхание с растягиванием рук»
Исходное положение – вытяните руки вперед. Сделав глубокий вдох, разведите руки в стороны. На выдохе верните руки в исходное положение.
«Речевое дыхание»
Исходное положение – руки на поясе. Дыхание производится по методу «вдох через нос - выдох через рот, при этом губы укладываются в артикуляционную позу «Трубочка».
Листочки разлетелись. Дети, под музыку Вивальди, превращаются в листочки календаря, летают по классу и опускаются на землю.
Инструкция: «Теперь, чтобы собрать календарь вы должны написать на этих листочках как можно больше прилагательных к своему времени года. Каждое слова – это балл в копилку команды»
Дети пишут слова под музыку.
7. Игра «Круглый год».
Детям раздаются листочки с названиями месяцев. Они должны встать в круг по порядку расположения месяцев в году. После этого назвать свой месяц начиная с января.
Инструкция: «Каждый получит листочек с названием месяца. Пока звучит музыка вы должны успеть встать в круг по порядку расположения месяцев в году.»
9. Подведение итогов.
Команда победитель получает «Сертификат на получение пятерки по русскому языку». Остальные участники игры «Сертификаты «+1»», которые дают возможность, по согласованию с учителем, добавить один балл к оценке по русскому языку, которую они хотят улучшить