Папки-передвижки

Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме «Семья»

Екатерина Бондаренко
Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме «Семья»
▼ Скачать +Заказ

Цель: продолжать формировать у детей представления о семье, о членах семьи, активизировать словарь по теме.

Задачи:

Образовательные:

- расширять и систематизировать представления о семье, членах семьи;

- приобщать детей к русской народной культуре посредством знакомства с русскими народными пословицами о семье.

- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Семья»;

- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени собственного; использовать в речи антонимы и синонимы, местоимения).

Коррекционно-развивающие:

Публикация «Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме „Семья“» размещена в разделах

- развивать общие речевые навыки (произношение звуков, интонационную выразительность);

- развивать навыки связной речи;

- развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

- развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений.

- продолжать формировать умение делить слова на слоги, подсчитывать слоги.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и привязанность к своей семье, уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.

-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, повторение, отгадывание ребуса, художественное слово, демонстрация и рассматривание иллюстраций, дидактическая игра.

Предварительная работа: повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тётя, сын, дочь и т. д.); составление описательных рассказов по схеме; разучивание пальчиковой гимнастики, беседа с детьми о семье, рассматривание семейных фотографий, повторение пословиц и поговорок о семье.

Оборудование и материалы: мяч, ребус по теме, картинный материал к дидактическим играм: «Чей, чья, чьё?», «Слоговой паровозик», моделирование по теме.

Ход занятия

1. Вводная часть. Организационный момент: игра «Приветствие»

Логопед: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать и мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение. Я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Предлагаю вам взяться за руки, и ласково назвать имя соседа, чтобы передать своё тепло и доброту, радость от нашей встречи!

Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся.

(Дети называют имя соседа в уменьшительно-ласкательной форме (Ванечка, Машенька, Катюша и т. д.)

2. Основная часть.

2.1. Беседа о семье. [/i]

Логопед: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о семье. Как вы думаете, зачем нужна семья?

Дети: В семье люди заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно, любят друг друга.

Логопед: Ребята, а кого вы считаете близкими людьми?

Дети: Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестер.

Логопед: Семья объединяет родных: родителей и детей, дедушек и бабушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники. Давайте повторим эти слова все вместе: родные, родственники.

2.2. Ребус.

Логопед: Ребята, отгадайте ребус. Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь спряталось, зашифровано (см. приложение 1).

Дети: Семья.

Логопед: Правильно, если назвать цифру «7» и букву «Я», то получится слово «Семья». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

2.3. Чтение стихотворения М. Шварца «Семья - словечко странное».

Логопед: Послушайте о семье шуточное стихотворение.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

Логопед: Вам понравилось стихотворение? Что именно понравилось? Семья - это самое главное, самое дорогое, что есть у человека. Не случайно придумано так много пословиц и поговорок о семье. Давайте вспомним их и назовём.

2.4. Пословицы и поговорки по лексической теме.

(Дети называют пословицы о семье: Моя семья – мое богатство! В родной семье и каша гуще. Вся семья вместе, так и душа на месте. В гостях хорошо, а дома лучше. В дружной семье и в холод тепло. Дерево держится корнями, а человек семьей. Нет добра, коли меж своими вражда. При солнышке тепло, при матери добро. Семьей дорожить — счастливым быть)

Логопед: Молодцы, ребята, вы знаете много пословиц о семье. А сейчас мне нужна ваша помощь. Помогите разобраться, кому из членов семьи принадлежат вещи.

2.5. Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?» (приложение 2)

Логопед: Скажите, что из этих вещей носит мама, а что папа?

Дети: Мама носит шляпу, а папа галстук.

Логопед: Как правильно сказать, чья это шляпа?

Дети: Это мамина шляпа.

Логопед: Значит, чей это галстук?

Дети: Это папин галстук.

Логопед: Даша и Миша играют с игрушками. Кто с чем играет?

Дети: Даша играет с куклой, а Миша играет с машиной.

Логопед: Значит, чья это кукла?

Дети: Это Машина кукла.

Логопед: Чья это машинка?

Дети: Это Мишина машина.

Логопед: Бабушка носит шаль. Значит, чья это шаль?

Дети: Это бабушкина шаль.

Логопед: Дедушка носит очки. Чьи это очки?

Дети: Это дедушкины очки.

Логопед: Молодцы, быстро помогли разобраться, где чьи вещи. Предлагаю немного отдохнуть и выполнить физминутку.

2.6. Физминутка «Семья»

Текст для проговаривания Движения

Раз, два, три, четыре (приседания)

Кто живет у нас в квартире? (поднимать плечи)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестрёнка, (руки вверх и вниз поочередно)

Кошка Мурка, два котёнка, (прыжки на месте)

Мой щегол, сверчок и я - (шагаем на месте)

Вот и вся наша семья! (вдох - руки вверх, выдох –руки вниз)

2.7. Дидактическая игра «Слоговой паровозик» (приложение 3)

- На карточках разные изображения. Давайте каждую карточку разместим в один из вагонов в соответствии с количеством слогов. Сколько слогов в слове – столько окон должно быть в вагоне паровоза.

2.8. Словесная игра «Скажи наоборот».

Логопед: Ребята, все семьи разные. Поможете мне подобрать нужное слово?

Сын низкий, а папа… (высокий).

Девочка здоровая – мальчик (больной).

Мальчик весёлый, а девочка… (грустная).

Бабушка пожилая – а внучка… (молодая).

Папа сильный – а дочка… (слабая).

Логопед: Молодцы, вы были очень внимательными и правильно подобрали все нужные слова. Вижу, немного устали? Давайте разомнём наши пальчики?

2.9. Пальчиковая гимнастика «Моя дружная семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья: (сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулак)

Это - мама, это – я,

это - бабушка моя,

Это - папа, это – дед, (соединяют поочередно пальцы на руках)

И у нас разлада нет! (сжимать ладони в замок)

2.10. Развитие связной речи (приложение 4)

Логопед: Мы говорили о том, что все семьи разные. Кто хочет рассказать о своей? В этом вам поможет схема для составления рассказа. Послушайте внимательно план рассказа (логопед показывает на соответствующее изображение, проговаривая план):

1. Имя ребёнка.

2. Имена родителей.

3. Внешность мамы.

4. Внешность папы.

5. Профессии родителей.

6. О бабушке и дедушке.

Пример рассказа:

Меня зовут Ваня. Мою маму зовут Наташа, а папу – Костя. У моей мамы длинные светлые волосы, голубые глаза, широкая улыбка; она высокая. У моего папы короткие волосы, тёмного цвета; у него карие глаза; он выше мамы. Моя мама работает в детском саду, а папа на заводе. Мою бабушку зовут София, она любит вязать и печь пироги, а дедушку зовут Миша; он любит рыбалку.

3. Заключительная часть. Итог занятия.

Логопед: Снова за руки возьмемся, в круг веселый соберемся.

Мы не будем огорчаться, что уже пора прощаться.

Логопед: Мы с вами сегодня говорили о семье. И как в пословице говорится: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как хорошо, когда в семье любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Что вам понравилось больше всего? В какие игры мы играли? Какие пословицы вы запомнили?

Публикации по теме:

Игровые технологии по лексической теме «Дикие животные» в старшей группе Цель: Обогатить и закрепить знания и представления детей о животныхДидактические игры:Игра «Кто у кого?» Цель: употребление родительного.

Игровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группеИгровые технологии по лексической теме «Овощи» в старшей группе Цель: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые»Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые» Индивидуальное логопедическое занятие по лексической теме «Насекомые», автоматизация звука IРI. Задачи: Образовательные: - закреплять.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город. Звуки [ш], [ж]» Конспект занятия №2 в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город». Звуки [ш], [ж] Коррекционно-образовательные цели. Активизация.

Занятие по лексической теме «Фрукты» для старшего подготовительного возрастаЗанятие по лексической теме «Фрукты» для старшего подготовительного возраста Гранат- король фруктов. -Ребята, о каком фрукте мы сегодня будем говорить нам подскажет азбука Морзе. Я зашифровала его название и вам.

Занятие по лексической теме «Осень. Деревья» с использованием логопедических карточекЗанятие по лексической теме «Осень. Деревья» с использованием логопедических карточек Положительная мотивация – залог успеха любого начинания. В логопедической работе с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно остро.

Логопедическое занятие в 3 классе по теме «Ударение» Тема: «Ударение» Цель:учить детей в произнесении и определении ударного гласного звука в слове Задачи: Образовательные: - показать детям.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по лексико-грамматической теме «Зимние забавы» Логопедическое занятие «Зимние забавы» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (ОНР) по лексико-грамматической теме «Зима». Цель:.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Открытое занятие по подготовке детей к изучению грамоты по лексической теме «Огород. Овощи» в подготовительной группеОткрытое занятие по подготовке детей к изучению грамоты по лексической теме «Огород. Овощи» в подготовительной группе Лексическая тема: "Огород. Овощи. "Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемой темы, формирование лексико-грамматических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме «Семья»
Опубликовано: 18 января 2024 в 14:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическое занятие в старшей группе по лексической теме «Семья»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Бондаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД