Дмитриева Галина
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи «В гостях у старичка Лесовичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи
«В гостях у старичка-Лесовичка»
в подготовительной к школе группе.
Государственное бюджетное учреждение г. Севастополя Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Конспект составила : Учитель-логопед Дмитриева Галина Болиславовна, г. Севастополь
Цель: развитие связной речи и лексико-грамматической стороны речи.
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи „В гостях у старичка Лесовичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Задачи: Коррекционно-образовательные – уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Деревья, лес»; образование и употребление относительных прилагательных; образование родственных слов. Узнавать предмет по частям, сравнивать; употреблять антонимы.
Коррекционно-развивающие – развитие связной речи, слухового внимания; совершенствовать мелкую моторику; координировать речь и движения; развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные – учить видеть и ощущать красоту и богатство родной природы; прививать любовь к родной природе.
Здоровьесберегающие: физминутка, психофизическая гимнастика, дыхательная гимнастика. Оборудование: предметные картинки.
Ход занятия:
Логопед : Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из царств природы, а о каком именно вы сейчас угадаете сами! Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
-Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о деревьях! -Давайте подумаем, почему в загадке говорится, что весной дерево веселит? (Весной на деревьях появляются зеленые листья, и люди радуются зелени после долгой зимы). А как же дерево летом холодит? (В тени дерева прохладнее в жаркую погоду)
-А как же оно осенью питает? (К осени на деревьях созревают плоды, которыми питаются люди, и плоды (ели, сосны, рябины, клена, которыми питаются птицы и животные).
-А что значит — зимой согревает? (зимой дровами топят печи, чтобы в домах было тепло).
-Молодцы ребята! А как называется место, где растет много деревьев? Верно, лес! А вы хотите отправиться в лес? (Да).
Основная часть:
Логопед : Чтобы попасть в лес, давайте вспомним, какие лесные слова вы знаете? - Поиграем в игру «вопрос-ответ».
-Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек)
-Как называется профессия человека, работающего в лесу? (Лесник, лесничий)
-Сказочное существо, охраняющее лес? (Лесовик, Лесовичок)
Логопед : Теперь вернемся в наш лес и нас здесь встречает старичок-Лесовичок. Лесовичок живет в лесу. А что растет в лесу?
Дети: Грибы, ягоды, деревья, кусты, трава, цветы.
Логопед : Какие деревья растут в лесу?
Дети: дуб, береза, осина, клен, рябина.
Логопед : Постарайтесь узнать их на картинке. (на экране появляются деревья, дети их называют).
Логопед : В лесу много дубов, берез, лип, кленов. А где еще растут деревья?
Дети: в парке, в сквере.
Логопед : Чем похожи эти деревья?
Дети: У них есть ствол, ветки, корень, плоды,листья.
Логопед : Чем они отличаются?
Дети: У них разные стволы, листья, плоды. Разная высота, толщина, цвет коры.
Логопед : На одних деревьях листья, как назвать такие деревья?
Дети: Лиственные деревья.
Логопед : На других – иголки. Как по-другому назвать иголки?
Дети: Хвоя.
Логопед : Как назвать такие деревья?
Дети: Хвойные деревья.
Логопед : Лесовичок совсем запутался с какого дерева листок. Поможем ему?
Лист с березы – березовый,
Лист с дуба – дубовый,
Лист с клена – кленовый,
Лист с рябины – рябиновый,
Лист с осины – осиновый,
Лист с липы – липовый.
Логопед : Лесовичок приготовил вам задание – посчитать листочки разных деревьев (на карточках нарисовано).
Дети: пять березовых листьев, три осиновых листа, шесть дубовых листьев, четыре кленовых листа, пять рябиновых листьев.
Логопед : Лесовичок предлагает сравнить деревья.
Логопед : Это дерево молодое, а это?
Дети: А это дерево старое.
Логопед : У этого дерева ствол прямой, а у этого?
Дети: А у этого дерева ствол кривой.
Логопед : У этого дерева ствол тонкий, а у этого?
Дети: А у этого дерева ствол толстый.
Логопед : У этого дерева кора гладкая, а у этого?
Дети: А у этого дерева кора шершавая.
Логопед : Это дерево высокое, а у это?
Дети: А это дерево низкое.
Логопед : У этого дерева лист широкий, а у этого?
Дети: А у этого дерева лист узкий.
Логопед : Лесовичок предлагает поиграть с ним, найти четвертый лишний.
Клен, осина, ель, дуб.
Береза, сосна, липа, рябина.
Дуб, желудь, клен, осина.
Физминутка:
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет,
Раз наклон, два наклон,
Зашумел листвою клен.
Логопед : Ребята, а какие красивые слова можно подобрать к слову дерево? Какое оно?
Дети: Молодое, старое, ветвистое, раскидистое, стройное, могучее, сухое.
Логопед : Догадайтесь, о каком дереве я говорю?
Стройная, кудрявая, белоствольная. (о березе)
Величавый, могучий, крепкий. (о дубе)
Стройная, вечнозеленая, колючая. (о елке)
Логопед : В лесу могут расти одинаковые деревья.
Если растут только березы – это березовая роща.
Если растут только сосны и ели – это сосновый или еловый бор.
Если только дубы – дубрава.
Логопед : О чем можно сказать:
Березовая – роща, ветка, почка.
Березовый – сок, веник, стол, стул.
Березовое – полено.
Березовые – дрова, веники, ветки.
Логопед : Мы очень много знаем о деревьях. А какую пользу приносят деревья?
Дети: Кислород, древесина, топливо, лекарство, жилье для птиц и зверей.
Логопед : Лесовичок принес волшебный мешочек. Возьмите эти предметы и опустите их в воду. Какой можно сделать вывод?
Дети: Дерево не тонет.
Психогимнастика.
Лесовичок висел на дереве в своем сказочном лесу.
Подул легкий ветерок. Как он подул? (У-у-у)
И я слегка покачивался. (наклоны)
Подул сильный ветер. (Сильно у-у-у,
И я сильно закачался.
Вдруг пошел дождь, мне стало холодно и я съежился. (слегка присесть, прижать кулачки).
Потом мне стало грустно. (мимика).
Вдруг я услышал, что совсем рядом застрекотала сорока и я испугался.
Но вот дождь закончился, стало светить солнышко.
Я улыбнулся и плавно закружился в воздухе.
Итог занятия.
Логопед : Сегодня мы с вами убедились, что мир деревьев — удивительный мир! В лесу, среди деревьев, человек отдыхает от городского шума, слушает пение птиц, шелест листвы, наслаждается красотой!
-А как легко дышится в тех местах, где много деревьев…
-Вы уже знаете, что дерево «живое». - оно растет, как и все живые существа, питается, спит, размножается и дышит. Все растения на земле «дышат» тем воздухом, который выдыхают люди и животные. А «выдыхают» растения живой воздух, который мы называем кислородом и которым мы дышим. Без растений мы просто задохнулись бы. Вот почему нужно беречь каждое дерево, каждую травинку.