Оксана Рябченко
Логопедическое занятие в подготовительной группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Перелетные птицы»
Цель: формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза.
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Логопедическое занятие в подготовительной группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
закрепление и уточнение названий перелетных птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. учить образовывать сложные прилагательные
2. согласовывать существительные в творительном падеже
3. формировать фразовую речь
4. закрепить и уточнить знание детей о перелетных птицах
5. развивать логическое мышление, сенсорно-зрительное восприятие
6. развивать мелкую, общую моторику, координацию движений с речью.
Коррекционно-воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к птицам
2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях
3. воспитывать желание защищать и оберегать перелетных птиц.
Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о перелетных птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.
Словарь: перелетные птицы, насекомоядные, вереница, стаи, грач, соловей, ласточка, аист, скворец, трясогузка, зарянка, длинноногий, длиннохвостый.
Оборудование: презентация «Перелетные птицы». Предметные картинки перелетных птиц, шапочки-маски птиц, цветные карандаши, перелетные птицы для пальчиковой гимнастики.
Ход занятия:
Логопед : - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (осень). А назовите мне признаки осени.
Д/И «Подбирай и называй» (стало холодно, часто идут дожди, на деревьях появились разноцветные листья, на улицах лужи, птицы улетают в теплые края, люди одеваются в теплую осеннюю одежду)
Логопед : - Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в осенний парк.
Логопед : - На чем мы можем туда отправиться? (на машине, автобусе, пешком)
Упражнение «Осень»
Дождик, дождик
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла
Нарядили ножки в новые сапожки, Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите Дети хлопают в ладоши
Дети хлопают по коленкам
Дети топают на месте
Дети «надевают сапожки на ноги»
Дети ходят на месте
Дети высоко поднимают колени
Дети перешагивают через лужи
Логопед : - Ребята, вот мы и пришли с вами в парк.
Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания и голоса.
Слышите, как ветер в парке запел свою песню: С-С-С-С-С-С (с усилением звука)
А теперь – березы: М-М-М-М-М (тихо, высоким голосом)
А вот и ели наши зашумели: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
Ветер в парке стал стихать: з-з-з-з-з.
Логопед : - Ребята, а я сейчас слышу пение птиц (запись пения птиц). Ой, смотрите, одна птичка к нам в гости прилетела. Это грач. Я вам сейчас расскажу сказку об этой птице.
Дыхательное упражнение «Грач»
- Сел как-то грач на забор и решил развлечь всех прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону поворачивает, (дети выполняют движения по тексту). И всюду слышно его пение, (дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно «Кра!» 5-6 раз)
- Грач так громко кричал, что охрип. И стал петь свою песню беззвучно, (дети повторяют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз).
Логопед : - Ребята, смотрите, наша птичка улетела.
Зрительная гимнастика «Птичка»
Птичка вправо полетела,
Птичка влево полетела
Птичка вверх полетела и на веточку села.
Птичка посидела и вниз полетела. Дети вправо посмотрели
Дети влево посмотрели
Дети смотрят вверх
Дети смотрят вниз
Логопед : - Ребята, а вы хотите узнать, какие птицы живут в этом парке? (да) Тогда отгадайте загадки (презентация)
Дети отгадывают загадки и вешают на дерево перелетных птиц.
Логопед : - Молодцы, ребята, вы отгадали всех птиц. Дети, а какие это птицы? (перелетные)
- Почему их называют перелетными? (потому что птицы улетают в теплые края)
- А почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
- А вы знаете, каким образом птицы летят до нас? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины).
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.
Логопед : - Ребята, у всех птиц одинаковое строение, части тела (туловище, голова, хвост, клюв). Но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине). Давайте посмотрим внимательно на экран и расскажем о наших перелетных птицах. Показ презентации «Перелетные птицы».
Грачи. – Как называется эта перелетная птица? (грач) Чем покрыто тело всех птиц? (перьями). Какого цвета перья грача? (Перья чёрные, с фиолетовым отливом.
Грач похож на ворону, но стройнее, имеет более тонкий и прямой клюв.). Чем питается грач? (Грачи всеядны, питаются различными насекомыми, дождевыми червями)
Ласточка. – Ребята, а это какая перелетная птица? (ласточка) Какого цвета перья у ласточки? (У ласточки стройное, обтекаемое телостроение и длинные узкие крылья. Клюв короткий и открывается довольно широко. Лапки весьма маленькие, у большинства видов длинные хвосты) Чем питаются ласточки? (Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков)
Скворец. - А как называется эта перелетная птица? (скворец). Какого цвета оперенье у этих птиц? (короткохвостая, блестяще-чёрная птица, осенью и зимой в частых белых крапинках) А еще, ребята, скворцы любят петь. Песня состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Почему скворцов называют очень полезной птицей (так как они истребляют различных огородных гусениц, двукрылых насекомых и их личинок)
Соловей. – Ребята, а кто догадался, а это какая перелетная птица? (соловей) А кто знает, куда улетает зимовать соловей? (в Африку). Через сколько дней появляются птенцы? (13-14 дней). А чем питаются соловьи? (Соловей питается пауками, насекомыми, червями, ягодами)
Кукушка. – А это какая перелетная птица? (кукушка). Какого цвета у кукушки перья? (самцы серые с полосатым низом, а самки – с серым или рыжим). В чем главная особенность кукушки от других птиц? (Кукушка подкидывает яйца в гнёзда более чем 150 видам птиц. За сезон несёт 8 – 10 яиц)
Физминутка.
Логопед : - Ребята, а давайте сейчас немножко отдохнем и поиграем. Я предлагаю надеть маски перелетных птиц. Раз, два, три повернись и в перелетных птиц превратись.
Птицы учатся летать,
Чуть присели, полетели.
Птички прыгают, летают.
Крошки птички собирают.
Перышки почистили,
Клювики почистили
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели.
Вместе отдыхали
Кто сидит? – Я грач. Я скворец. Я аист. Я соловей. Я журавль. Я кукушка….
Импровизация движений по тексту
Логопед : - Молодцы, ребята. Хорошо знаете перелетных птиц. А теперь: Раз, два, три повернись и в детей превратись.
Аист. – Ребята, скажите, как называется эта перелетная птица? (аист) У аиста длинные или короткие ноги? (длинные). А если, у аиста длинные ноги, то, как мы его назовем? Аист (какой) – длинноногий. А если длинные крылья? (длиннокрылым). Чем питаются аисты? (питаются лягушками и мелкой рыбёшкой, ест ящериц, слизняков, змей, различных насекомых).
Д/и «Четвертый лишний»
Ласточка – снегирь – скворец – аист
Воробей – грач – журавль – цапля
Сорока – соловей – кукушка – ласточка
Цапля – голубь – аист – грач
Ворона – кукушка – журавль – соловей.
Логопед : - Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. А сейчас я вам расскажу о других перелетных птицах (рассказ логопеда)
Трясогузка - у этой птицы длинный, прямо обрезанный хвост. Два средних пера немного длиннее боковых. Большинство трясогузок держится возле воды небольшими стайками; гнездятся трясогузки на земле или в дуплах.
Трясогузки питаются исключительно насекомыми, в том числе и стрекозами, которых ловят на лету. В отличие от большинства мелких птиц по земле передвигается не прыжками, а бегом.
Зарянка - птица из семейства мухоловковых.
Зарянки окрашены сверху в серо-зеленоватый цвет. У этой птицы белое брюхо, рыжий лоб, горло, грудь и бока головы.
Зарянки ищут на земле насекомых, дождевых червей и улиток. Осенью они поедают ещё и ягоды, а зимой охотно прилетают к кормушкам, где клюют мягкие корма.
Зяблик - Певчая птица семейства вьюрковых.
В среднем зяблик живет 1,5 года. Размером с воробья, длина тела составляет около 14 см. Вес зяблика составляет 15-40 грамм. Окраска оперения у самца яркая (особенно весной) : голова синевато-серая, спина коричневатая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна.
Питается семенами и зелёными частями растений, летом также вредными насекомыми и другими беспозвоночными, которыми выкармливает и птенцов.
Логопед : - Ребята, а теперь давайте поиграем с нашими пальчиками. Представим, что пальчики – это перелетные птицы (дети надевают на указательный палец птиц)
Пальчиковая гимнастика.
Тили- тели, тили- тели-
На юг птицы полетели!
Полетел скворушка-
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж-
А весной все прилетели,
Песни звонкие запели!
Логопед : - Ребята, какие вы молодцы. Хорошо знаете названия перелетных птиц. Но нашим птичкам пора улетать в теплые края. Путь далекий, нелегкий. Перелетным птицам нужно подкрепиться. Давайте мы их накормим. Возьмите лист бумаги с изображением перелетной птицы и нарисуйте, чем она питается (дети берут цветные карандаши и под каждой птицей рисуют корм).
Логопед : - Ребята, а теперь расскажите, какая у вас перелетная птица и чем вы ее угостите.
- У меня соловей. Я угощу соловья ягодами.
- У меня ласточка. Я угощу ласточку жучками.
У меня цапля. Я угощу цаплю лягушками.
Логопед : - Молодцы, ребята. Наши перелетные птицы подкрепились и теперь они могут улетать в теплые края.
Итог занятия.
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в осеннем парке)
- О ком мы беседовали? (о перелетных птицах)
- О каких новых перелетных птицах вы узнали? (зарянка, зяблик, трясогузка)
- Как перелетные птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам? (в полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.)
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.
Молодцы!