Виктория Розум
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ
в дошкольном образовательном учреждении»
Цель: выявление уровня знаний и сформированности профессиональных трудовых действий педагогов для решения задач профессиональной деятельности в области организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Выявить возможности применения педагогами теоретических знаний
Подготовительный период:
1. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
Публикация «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
2. Подготовка информационного материала с методическими рекомендациями к
работе по теме педсовета.
3. Консультирование педагогов.
Выступление учителя-логопеда
Модернизация дошкольного образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и построение её в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к основной образовательной программе общего дошкольного образования. Эти изменения касаются вопросов организации, технологий и содержания образовательной деятельности.
Целью модернизации дошкольного образования является достижение нового современного качества через интеграцию обучения и воспитания в единый процесс жизнедеятельности ребенка в ДОУ. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного процесса воспитания и обучения. Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013года закон «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов необходим новый подход в организации коррекционно-образовательного процесса для детей с ОВЗ, разработке современных коррекционно-образовательных технологий, обновлении содержания работы всех участников образовательного процесса.
Ранее, дети с ограниченными возможностями здоровья получали помощь в службах ранней помощи, группах кратковременного пребывания, консультативных пунктах и центрах игровой поддержки ребенка. К сожалению, сокращение финансирования подобных учреждений привело к закрытию большинства из них, а также к изменению подходов к оказанию ранней психолого-медико-педагогической поддержки в создаваемом в стране едином образовательном пространстве. Закрытию или существенному сокращению числа специализированных дошкольных учреждения поспособствовал еще и тот факт, что без речевой коммуникации включение детей с ОВЗ в коллектив нормально развивающихся сверстников практически невозможно.
Дошкольники с ОВЗ, имеющие задержку психомоторного развития, не всегда выделяются среди сверстников без особых возможностей здоровья. Исключение составляют малыши с синдромом Дауна, расстройствами аутического спектра, установленными сенсорными дефектами: у них отклонения в развитии, особенности коммуникации и поведения проявляются в первые годы жизни. Это происходит потому, что речевые расстройства могут иметь первичный характер (тяжелые нарушения речи) или вторичный — системное недоразвитие речи при нарушениях интеллекта, опорно-двигательного аппарата, сенсорных дефектах / расстройствах зрительной и слуховой функций, расстройствах аутистического спектра, тяжелых множественных дефектах развития. Но, несмотря на это все дети двигательные, речевые и познавательные навыки осваивают в особом, свойственном только им темпе.
Для включения детей с особыми образовательными потребностями в коллектив нормально развивающихся сверстников в детском саду должны создаваться особые условия.
Благодаря логопедическому сопровождению ребенка в ДОУ, систематической работе всех участников коррекционного процесса проводится не только диагностика отклонений, но и развитие коммуникативных, социальных и двигательных навыков у детей, что позволяет предотвратить увеличение числа детей с недостатками устной речи, составляющих «группу риска» по школьной дезадаптации.
Логопедическая работа с детьми с ОВЗ требует гораздо больше времени, чем с воспитанниками детского сада, у которых речевое развитие протекает в норме. При правильно организованном психолого-педагогическом и логопедическом сопровождении возможно включение детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте в среду нормально развивающихся сверстников.
Деятельность логопедического сопровождения в ДОУ рассматривается как необходимый компонент системы образования. Логопедическое сопровождение призвано оптимизировать, «смягчить» педагогический процесс для дошкольников, имеющих нарушения в развитии речи, обеспечить развитие их личностного, интеллектуального потенциала для общества. Практика показывает, что своевременное, правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий успешного обучения ребёнка в школе. При переходе детей из детского сада в школу речевая патология значительно затрудняет и без того сложный социально-биологический процесс адаптации к новым условиям воспитания и обучения. Это обстоятельство и определяет актуальность коррекционно-развивающей работы в дошкольном периоде.
Основная цель логопедического сопровождения - раннее выявление и преодоление отклонений в развитии детей дошкольного возраста, оказание логопедической помощи дошкольникам, имеющим трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, обусловленные нарушениями устной речи.
Основными задачами логопедического сопровождения являются :
• Своевременная профилактика речевых нарушений у дошкольников;
• Психолого-педагогическое изучение и диагностика речевого развития детей;
• Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку, качественная разработка и реализация маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности;
• Взаимодействие с ПМПК;
• Организация комплексного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
• Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Важнейшим условием эффективности работы логопедического сопровождения является понимание сущности профессионального взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса в единой системе образования и воспитания. Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители, педагоги (логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-логопед. Следующие коррекционно-воспитательные задачи, педагоги, работающие с детьми с речевыми нарушениями, решают совместно:
формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения пользоваться вербальными способами общения;
исправление ошибок в речи воспитанников;
стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью;
обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
консультирование родителей;
обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Задачи учителя-логопеда заключаются :
в интенсивной работе по развитию понимания речи, направленной на различение форм слова;
в развитии элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса;
в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;
в формировании полноценной звуковой стороны речи (выработка артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
в обеспечении овладения элементами грамоты;
в развитии и совершенствовании связной речи дошкольников.
В задачи воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входят обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решение коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.
В группе, для детей с общим недоразвитием речи воспитателю предоставлены все возможности для разностороннего формирования личности ребенка с речевым дефектом.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.
В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
В задачи воспитателя входят также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребенка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости и в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к каждому ребенку. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.
Распределение обязанностей между специалистами ДОУ
Учитель-логопед :
Является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы, проводит обследование детей группы, совместно с коллегами составляет интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с каждым ребенком.
Осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему бучению в школе.
Планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с нарушениями речевого развития в группе, в ДОУ.
Консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения интегрированных занятий.
Своевременно выявляет нарушения речи у воспитанников.
Определяет уровень и структуру дефекта.
Способствует всестороннему развитию речи.
Координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с речевыми нарушениями; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями).
Ведет необходимую документацию.
Проводит фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, имеющими нарушения в речевом развитии. При необходимости дети с речевыми нарушениями обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10—15 минут.
Распространяет специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей.
Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем-логопедом, и задач коррекционной работы по развитию речи в повседневной жизни и соотносится с задачами логопедического занятия. Воспитателю рекомендуется:
формировать у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний и умений во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечивать разнообразие впечатлений;
сочетать все виды деятельности детей с развитием речи;
вести подготовительную коррекционно-развивающую работу по теме перед занятием учителя-дефектолога и закреплять в повседневной жизни опыт, речевые навыки, полученные детьми на занятиях;
уточнять, активизировать словарь в процессе режимных моментов, прогулок, экскурсий.
Воспитатель логопедической группы :
Закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность, в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе.
Обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников.
Планирует (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проводит общеобразовательные занятия со всей группой детей;
Планирует (совместно с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы.
Создаёт доброжелательную обстановку в группе.
Соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.
Обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций специалистов.
Развивает психические процессы и мелкую моторику рук.
Консультирует родителей (законных представителей) детей с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье.
Ведёт работу с родителями по пропаганде логопедических знаний.
Ведё т необходимую документацию:
планы (перспективные и календарные фронтальных занятий, логопедических часов);
тетради взаимосвязи со специалистами;
в конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.
Музыкальный руководитель:
Развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмико-мелодическую сторону, силу, высоту и тембр голоса.
Формирует певческое и речевое дыхание.
Обогащает словарь детей по лексическим темам.
Развивает навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
Участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, способствует созданию музыкального фона в деятельности ребенка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка, готовит для детей праздничные утренники и организует их досуг.
Проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.
Развивает эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.
Взаимодействует со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т. д.
Консультирует родителей и педагогов по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств.
Ведё т соответствующую документацию:
планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми;
план организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т. п. ;
аналитический отчет о результатах работы за год.
Инструктор по физической культуре:
Способствует оздоровлению и закаливанию детского организма, совершенствует координацию основных видов движений, развивает общую и мелкую моторику, формирует положительные личностные качества: взаимовыручку, решительность, настойчивость, уверенность в собственных силах.
Проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.
Планирует совместную деятельность воспитанников группы; подготавливает и проводит общие спортивные праздники, досуги и развлечения.
Оказывает консультационную поддержку родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье.
Регулирует (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физическую нагрузку на воспитанников.
Ведё т необходимую документацию:
планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми;
план организации и проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т. п. ;
аналитический отчет о работе за учебный год.
Укрепляет здоровье.
Решает задачи общего физического развития детей.
Развивает двигательные умения и навыки.
Формирует психомоторные функции.
Закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, путём специально подобранных подвижных игр и упражнений.
Педагог-психолог:
К основным задачам работы педагога-психолога в детском саду можно отнести:
Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно — развивающих программ
Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи,
Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки,
Совершенствование мелкой моторики, развитие слухового внимания и фонематического слуха, развитие зрительно-моторной координации,
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств, активизация отработанной лексики, снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия,
Обеспечение психологической готовности к школьному обучению,
Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Особенности работы воспитателя в коррекционных группах
Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется, имеющимися у каждого такого дошкольника:
речевыми недостатками;
неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
характерологическими особенностями.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
6. Формирование связной речи.
7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Основные направления коррекционной работы воспитателя
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Выполняется в течение дня 3-5 раз.
Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.
Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:
проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;
повторение лексико-грамматических упражнений;
упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.
Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения
Цель: Цель:
Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах
Подготовительный этап
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата «Сказки о веселом язычке»
Этап появления звука
Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь) Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом