Светлана Розе
Логопедическое пособие «Многофункциональные звуковые кубики»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое пособие
«Многофункциональные звуковые кубики»
Пособие представляет собой набор из 20 картонных кубиков, на 5-ти сторонах которых изображение предметных картинок, на шестой стороне печатное изображение буквы русского алфавита.
Цель и задачи использования
«Звуковые кубики» используются в качестве игрового пособия в работе над развитием лексико-грамматической, фонетической и фонематической стороны речи.
Публикация «Логопедическое пособие „Многофункциональные звуковые кубики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Кубики. Игры с кубиками
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Многофункциональность «кубиков» заключается в широком спектре решаемых задач коррекционной и развивающей работы с дошкольниками:
- формирование правильного звукопроизношения (в словах, называющих картинки на сторонах кубиков, встречаются разные звуки речи, в том числе и те звуки, которые дети учатся произносить);
- развитие фонематического восприятияи звукового анализа (речевые звуки в словах находятся в разных позициях, определяя первый или последний звуки в словах, первый, второй, третий слог, гласные или согласные звуки и т. п., дети упражняются в звуковом анализе);
- знакомство с буквами русского алфавита и развитие навыков чтения (на каждом кубике на одной стороне изображена буква, к которой можно подобрать картинку, и наоборот, составлять слоги и слова);
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи (картинки на сторонах кубиков могут быть использованы в продолжении или завершении фразы, словоизменении или словообразовании);
- расширение словарного запаса и развитие связной речи (на сторонах кубиков изображение предметов разных лексических категорий, которые могут использоваться в составлении предложений или пересказе истории по картинкам в качестве опорных и т. д.);
- развитие процессов оптико-пространственного восприятия, внимания, памяти, воображения (кубики позволяют составлять линейные, двухмерные, или трехмерные конструкции, проводить разные игры на развитие внимания, памяти).
- развитие познавательных процессов и вербального мышления (картинки на сторонах кубиков можно сравнивать, составлять из них логические задачки, отгадывать загадки и пр.)
Возрастная (целевая) группа
Данное игровое пособие можно использовать в работе логопеда и воспитателя с дошкольниками от 3-х до 7-ми лет по познавательно-речевому развитию или в коррекционно-развивающем процессе по преодолению речевых нарушений.
Так же игровое пособие может использоваться детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Особенность (специфичность) пособия
«Звуковые кубики» имеют следующие особенности, заключающиеся в подборе и распределении наглядного материала:
- наглядный материал представлен не просто на карточках, а на сторонах кубиков, что делает его доступнее в единый момент использования;
- картинки на сторонах кубика имеют разнообразное звуконаполнение, не совпадающее с буквой, изображенной на этом же кубике;
- картинки на сторонах кубика относятся к разным лексическим категориям, что значительно расширяет спектр решаемых развивающих задач в работе с детьми;
- кубики, в отличие от карточек, делают ручную деятельность ребенка более разнообразной и координированной, качественно изменяется зрительное и пространственное восприятие;
- кубики могут быть использованы как в организованной, так и в самостоятельной групповой и индивидуальной деятельности.
Варианты использования пособия в образовательном процессе
Вариант № 1
Цель: формирование правильного звукопроизношения.
Кубики выкладываются в линию или рядами лицом картинками с определенным (проблемным) звуком. Ребенку предлагают назвать предметы, четко проговаривая все звуки.
Вариант № 2
Цель: развитие фонематического восприятия
1. Игра «Прятки».
Детям предлагается отобрать картинки к определенной букве на кубике и определить позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Например, буква «Ш» - картинки – «шапка», «шишка», «кошка», «рубашка», «карандаш», «машина».
2. Игра «Шифровщик»
Детям предлагается «расшифровать» или наоборот «зашифровать» слово, обозначая буквой первый звук в слове.
Например, слово «КОТ» можно зашифровать картинками – «корова», «окно», «туфли», следовательно, картинками –– «малина», «очки», «стол», «топор» – расшифровать слово «МОСТ».
Примечане: слова «окно» и «очки» следует произносить, выделяя звук «О».
3. Игровое упражнение.
Детям предлагаются назвать предметы на лицевой стороне кубика и определить общий звук в предложенных словах и найти нужную букву. Например, «бочка», «бабочка», «черепаха», «очки», «чемодан» – одинаковый звук «Ч».
Вариант № 3
Цель: формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, чтения слогов, простых слов.
1. Игровые задания.
Детям предлагается отобрать картинки на кубиках, подходящие к заданной схеме слова. Например, слово, заканчивающееся на звук «Н» - «барабан», слово со звуком «У» в середине – «лук».
2. Игровые задания
Детям предлагается схема цепочки слов с определенными начальными звуками. Например, схема: «П-К-Т» - вариант цепочки слов: - «папа» – «курица» – «торт».
3. Игра «Пропавшая буква»
Детям предлагается прочитать слово из трех (четырех) букв, в котором одна или две буквы заменены картинкой. Например, буквами составлена часть слова «Р»-«О»-«З»-«?» последняя буква заменена картинкой «апельсин».
Вариант № 4
Цель: практическое усвоение грамматических категорий.
1. Упражнение «Измени слово»
- Назови предмет ласково: стул – стульчик;
- Назови множество предметов: мяч – мячи;
2. Игра «Подружись с предлогом»
Предлог составляется из букв «на», «под», «за», «из», «с», далее приставляется кубик с картинкой, ребенку предлагается согласовать слова на кубике с предлогом: «на лодке», «на кровати», «за стулом, за троллейбусом», «из вишни, из трубы».
3. Игровое упражнение «Закончи предложение (фразу)»
Детям предлагаются кубики с картинками подходящими к заготовленным предложениям: С дуба падают …. «желуди», а с сосны … «шишки». В лесу живут… «лоси, зайцы, ежи, белки».
Вариант №5
Цель: развитие связной речи.
1. Задание «Придумай историю в картинках»
Дети придумывают историю по картинкам, размещенных на одном или нескольких кубиках. Рассказ может быть индивидуальным или групповым «по цепочке».
2. Пересказ текста по опорным картинкам
Содержание текста легче удерживается в памяти и воспроизводится в речи, если в качестве плана для пересказа используются опорные (сигнальные) картинки. Кубики с необходимыми картинками выкладываются по порядку сразу или по мере повествования.
Вариант №6
Цель: расширение кругозора, активизация словаря, формирование обобщающих понятий.
1. Игра «Кто в теремочке живет?»
- из кубиков строится дом с лицевыми картинками, которые можно назвать одним словом: «кошка», «собака», «лошадь» – это домашние животные.
2. Игра «Кто (что) лишний?»
«Курица», «гусь», «утка» – домашние птицы, а «бабочка» лишняя. Усложнение: задания дети придумывают друг для друга.
Вариант №7
Цель: развитие процессов внимания, памяти, зрительного пространственного восприятия.
1. Игра «Что изменилось».
Ребенку предлагается озвучить ряд из 5-6 картинок на кубиках (картинки подбираются с изучаемым звуком, с помощью вопросов определяется месторасположение каждой картинки, затем, чтобы ребенок не видел, производится замена одной картинки на другую, или картинки меняются местами. Ребенок, желательно словесно, определяет, какая картинка заменена, или восстанавливает начальный порядок.
2. Игра «Построй правильно».
Детям дается четкая инструкция, что и где расположить, куда и какой кубик поставить (сверху или слева, или справа от того или иного кубика).
Затем готовая постройка рассматриваться с обратной стороны. Дети с помощью наводящих вопросов описывают, что и где находится в новом варианте.
В качестве усложнения можно строить объемные башни, и использовать в речи разные слова и предлоги, определяющие пространственное положение предмета.
Дополнительные сведения
Для удобства продумывания заданий для детей составлен перечень картинок и их расположение на кубиках с конкретной буквой.
При желании речевой материал можно подобрать другой, из имеющегося фонда картинок, некомплектных игр, лото, карточек и прочее.
Таблица расположений картинок на кубиках с буквами
А - батон (хлеб, лимон, гусь, сом, индеец
О - жук, шляпа, клещи, нарциссы (цветы, папа
Ы - мальчик, самолет, кровать, бочка, этажерка
У - овца, топор, тарелка, виноград, бабочка
И - утка, лошадь, торт, черепаха, барабан
В - санки, лодка, карандаш, цепь, полотенце
Т - сковорода, лыжи, кошка, чайник, абрикос
П - желуди, клубника, бабушка, ручка, автобус
К - шкаф, весы, трамвай, заяц, ящерица
М - стул, шапка, ослик, вишня, птенцы (гнездо)
Н - арбуз, кастрюля,рубашка, ваза,мяч
Р - собака, забор, щука, книга, яйцо
Л - носки, окно, крыжовник,машина, чашка
С - улитка, платье, ведро, журнал, малыш
З - стол, шорты, нож, мыло, палатка
Ц - чемодан, ежевика, корова, дыня, шишка
Ш - троллейбус, уж (змея, редиска, корабль, курица
Ж - сыр, зебра, очки, лось, ящик
Ч - дедушка, поезд, пила, огурцы, апельсин
Щ - пожарный, сапоги, туфли, ложка, труба