Паршина Светлана
Логопедический утренник «Учимся говорить!»
▼ Скачать +Заказ
ЦЕЛИ:
- закрепление умений и навыков правильного выполнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики;
- совершенствование и развитие фонематического слуха, речедвигательных навыков, зрительного и слухового восприятия, техники чтения;
- обогащение словарного запаса;
- развитие сукцессивных процессов (восприятия и запоминания, внимания переключением на разные виды деятельности);
- активизация мыслительной деятельности, развитие умения решать логические задачи;
Публикация «Логопедический утренник „Учимся говорить!“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- воспитание интереса к логопедическим занятиям.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
ПЛАКАТЫ:
«Мы будем разговаривать…»
«Если молчит телефон…»
Перепутанное стихотворение А. Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи…»
Загадка про комара
Слитное предложение
Недописанные элементы букв
Неправильно написанные буквы
Скороговорка с недописанными элементами букв
Предметы: пособие «Заборчик», пособие «Весёлые шнурочки», пластмассовые буквы в мешочке, бутылка лимонада, шары, корзиночка, на картонках слова, песок, фасоль.
Ход мероприятия
Под музыку В. Шаинского «Чему учат в школе» в красиво украшенный зал входят дети и рассаживаются по местам. Дети, которые посещают логопедические занятия, садятся впереди.
Логопед : Начинаем наш праздник «Учимся говорить!». В нашей школе ребята учатся не только читать, писать и считать, но ещё и правильно говорить. Многие ребята нашей школы ходят заниматься в логопедический кабинет. А зачем?
Дети: Исправить дефекты речи, учиться правильно говорить звуки; писать без ошибок; бегло читать.
Логопед : Правильно! Если вы разгадаете ребус, то узнаете, кто помогает детям исправить речь
, ВЕЛОСИПЕД
СИ=ГО
Дети: Логопед
Логопед : Правильно. Логопед помогает детям чётко, ясно, правильно говорить звуки родного языка; грамотно писать, выразительно и бегло читать. Давайте все вместе прочитаем то, что написано на плакате:
Все:
«Мы будем разговаривать и будем выговаривать:
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»
Логопед : Мы всегда должны чётко и правильно произносить звуки речи. Не говорить так, будто у нас во рту каша, как у Саши из стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».
Ученик читает стихотворение.
Живёт на свете Саша,
во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
не гречневая каша,
не манка, не овсянка
на сладком молоке.
С утра во рту у Саши
слова простые наши
на русском языке.
Но то, что можно внятно
сказать для всех понятно,
красиво, чисто, ясно,
как люди говорят.
Наш Саша так корёжит,
что сам понять не может.
Произнесёт словечко
и сам тому не рад!
Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь»
Когда он вслух читает
поймё шь едва-едва:
и буквы он глотает,
и целые слова.
Он так спешит с налёта
прочесть, спросить, сказать,
как будто тонет кто-то,
а он бежит спасать…
Он может, но не хочет
за речью последить.
Нам нужен переводчик
его переводить.
Логопед : Ребята, а почему Саша говорил плохо? Как надо произносить звуки речи?
Дети: Саша не произносил много звуков. Торопился и «глотал» слова. Речь его была непонятная. А звуки надо произносить внятно, не торопясь.
Логопед : У нас много старательных учеников. На логопедических занятиях дети учатся правильно произносить звуки. А сначала они выполняют гимнастику для пальцев, губ, языка, дыхательную гимнастику. Сегодня на празднике дети, которые занимаются у логопеда, покажут, что они умеют и чему научились. Чтобы чисто выговаривать звуки речи, надо язык сделать послушным. В корзиночке у меня много слов. Слышите, как они шуршат? А вылезать не хотят. Они не знают, хорошо ли говорят дети, послушны ли у них губы, язык? А это мы сейчас и проверим, сделаем упражнение для губ и языка. Покажем сказку:
«В гостях у бабушки с дедушкой».
Логопед : Ученики показывают:
– Толстые внуки приехали в гости. («Толстячки» надули щёки.)
– С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки» втянули в себя щёки.)
– Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. («Улыбка»)
– Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка»).
– Утром проснулись – почистили зубы:
влево и вправо, внутри и снаружи. («Чистим зубы»)
– Блюдца поставят – положат блины нам. («Лопаточка»)
– Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)
– Блинчик жуём. («Жуём блинчики»)
– Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)
– Чашки поставим, чтоб чаю налили. («Чашечка»)
– Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губки по кругу»)
Логопед : Словам очень понравилось, как вы выполняли гимнастику для языка и губ. Они решили познакомиться с вами поближе.
Дети выходят по одному, достают из корзинки карточку со словом, читают и выполняют действие ( слова: хлопает, топает, ходит, машет, прыгает, стучит, рычит, мяукает, лает).
Логопед : На какой вопрос отвечают эти слова? Что они обозначают?
Дети: Эти все слова отвечают на вопрос «что делает?» А обозначают действие.
Логопед : На логопедических занятиях дети выполняют не только артикуляционную гимнастику, но и дыхательную, и пальчиковую. Проводим упражнения для выработки правильной воздушной струи. Щёки надувать нельзя.
Приглашаются 3 человека.
Упражнение «Заборчик».
Упражнение «Фокус».
Упражнение «Пароходик».
Упражнение «Буря в стакане» (выполняют все вместе)
У кого пузырьков много – тот молодец (выполняют) Воду можно выпить через соломинку. С этим заданием все справились на «отлично».
Логопед : Наши пальчики должны быть быстрые и ловкие. Объявляется конкурс «Ловкие пальчики». Приглашаются 3 человека.
1. Упражнение «Сложить букву из фасоли».
2. Упражнение «Зашей платье» (использование шнурочков).
3. Упражнение «Солнышко» (использование прищепок).
4. Упражнение «Следы животных» (выполняют все вместе). Попробуем изобразить звериные следы (3 пальчика – заячьи следы, 4 пальчика – лисьи следы, 5 пальчиков – волчьи следы). В лесу много животных, они все разные. Белочка хотела бы узнать, как по другому можно назвать животных. У зайца длинные уши, он (длинноухий, у лисы рыжий хвост, она… (рыжехвостая, у волка быстрые ноги, он… (быстроногий).
Логопед : А сейчас – разминка. В круг становятся 10-12 учащихся. Поиграем со звуком С в игру «Весёлая карусель». Дети идут по кругу и говорят : «Мы со звуком С играем и картинки называем. Друг за другом мы идём. Стоп слова вспомним назовём». На слово «стоп» останавливаются и называют запомнившиеся слова со звуком С. Затем игра продолжается дальше.
Дети говорят и выполняют движение.
Игры с буквами.
Логопед : На занятиях дети знакомятся с буквами, пишут и читают слоги, слова, предложения. Сейчас мы поиграем в игры с буквами. Первая игра «Чудесный мешочек» – узнай на ощупь букву, назови её, а потом покажи. (В мешочке набор пластмассовых букв. Дети выходят, опускают руку в мешочек, находят букву, называют её, вытаскивают и показывают)
Логопед : На плакате «Какие буквы потеряли свои элементы» Дописать эти элементы.
Ученик дописывает элементы.
Логопед : Найди неправильно написанные буквы.
Ученик выполняет.
Составить из слов загадку и отгадать её. Подлетел не и
Разрешенья
Спросил, укусил
Подлетел и укусил, разрешенья не спросил (комар)
Логопед : Раздели строку на слова и прочитай. Объясни, как ты понимаешь смысл прочитанного.
УЧЕНЬЕЛУЧШЕБОГАТСТВА
Игра «Кто внимательный». Пригласить 2 ребят, поставить их лицом к зрителям, а перед детьми на стульчике приз. Приз достанется тому, кто окажется самый внимательным.
Логопед :
Расскажу я вам рассказ
в полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три» –
приз немедленно бери.
Понятно, когда брать приз? На слове «три»
Однажды щуку мы поймали,
распотрошили, а внутри
рыбёшек мелких увидали
И не одну, а целых … две.
Мечтает мальчик закалённый
стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
а жди команды «Раз, два, … марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори,
разок, но лучше …пять!
Недавно поезд на вокзале
мне три часа пришлось прождать…
Ну что ж, вы приз, друзья,
не взяли, когда была возможность взять.
Логопед : Литературная страничка
Ребята, нам принесли плакат с необычным стихотворением
Телефон
Если молтит телефон, знатит испортенный он.
В каких словах ошибки? Как правильно сказать эти слова? (молчит, значит, испорченный)
Ученик.
Шуточное стихотворение М. Шварца
До чего же комары
к людям нежны и добры.
Ляжешь вечером в кровать,
так и лезут «целовать»
Логопед : Почему оно шуточное?
Дети отвечают, комары не целуются, они кусаются и очень больно
Ученик
Стихотворение «Сосулька»
Когда я сосульку ел, было очень вкусно, а потом я заболел, стало очень грустно»
Логопед : Почему стало грустно?
Дети отвечают, что сосульки есть нельзя, заболит горло, поднимется температура.
Логопед : Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед : После зимы приходит весна. На плакате стихотворение про весну, где строчки перепутаны. Надо сообразить и прочитать стихотворение правильно.
Дети читают правильно.
И лес оденется листвою (4)
В окно повеяло весною (2)
Уж тает снег, бегут ручьи (1)
Засвищут скоро соловьи (3)
Логопед : Назовите автора этих строк про весну.
Дети: Это стихотворение Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи…»
Логопед : Частушки про буквы, исполняют ученики
Много звуков есть на свете:
шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
мы их точно знать должны
«К» клокочет, «Г» гогочет,
«х» хохочет, «Р» рычит
«Щ» щекочет. «Ч» чихает,
«Д» долбит, «Т» тарахтит
«П» пыхтит, а «Б» бубнит,
«В» ворчит, а «Ф» фырчит
«С» свистит, а «З» звенит,
«Ш» шумит, а «Ж» жужжит.
Звуки в слове исчезают,
снова появляются.
Звуки слово изменяют,
сами изменяются.
В слове «дочка» «д» пропала,
«т» на это место встала.
Было «дочка», стало «точка»,
так слова менялися
Звуки чётко произносим,
слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
пишем их старательно.
Логопед : Молодцы! Очень хорошо исполнили частушки. А вот прощальная игра…
Нам праздник закрывать пора,
узнали много слов смешных и много всяких всячин.
И если ты запомнил их,
не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришёл черед
сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово «высоко»,
а ты ответишь (низко) (отвечают хором)
Скажу я слово «далеко»,
а ты ответишь (близко)
Скажу я слово «потолок»,
а ты ответишь (пол)
Скажу я слово «потерял»,
и скажешь ты (нашёл)
Теперь начало я скажу, –
Ну, отвечай (конец).
Логопед : Наш праздник закончился. Все очень старались выполнять задания, были активными, внимательными. Чётко и правильно читали стихи, составляли загадки. Попрошу выйти всех ребят, которые принимали участие в нашем празднике. За старание вручаю каждому по бейджику. ( Детям вручаются оценочные бейджики: называю умницей, называю умником, восхищаюсь, радуюсь за тебя).
А теперь вот вам мой совет.
Вам нужно научиться звуки слышать
Тяжёлым языком своим владеть.
Чтоб толк из вас не только в школе вышел,
Чтоб в жизни многое смогли суметь,
И выполняйте логопеда все советы,
Красивая речь, чтоб была у вас, дети.
Праздник заканчивается песней «Дорога добра».