Эльвира Федирко
Пальцы помогают говорить
▼ Скачать + Заказать документы
Пальцы помогают говорить
Речь представляет собой сложную совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных участков головного мозга. Особое значение в организации речевого процесса имеет кожно-кинестетический и двигательный анализаторы. Значение манипулятивной деятельности для стимуляции речевого развития обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей рук.
Публикация «Пальцы помогают говорить» размещена в разделах
Движение пальцев рук действительно стимулирует созревание нервной системы, одним из проявлений которого будет ускорение развития речи ребенка - логопата. (Извлечение из описания изобретения к патенту РФ №2092150, 1997 г. Т. В. Сорочинской)
Все движения артикуляционного аппарата зависят от деятельности двигательного анализатора. Его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражений, идущих в кору головного мозга от движения органов речи. У детей с речевой патологией нарушен и артикуляционный процесс, и дифференцированные движения руки.
О. В. Правдина определила цель логопедической работы при стертой дизартрии. Эта цель заключается в исправлении звуковой стороны речи ребенка, в выравнивании всех остальных сторон речи и личности ребенка, вторично пострадавших в своем развитии в связи с основным нарушением. В соответствии с целью ставятся следующие задачи логопедического воз-действия:
а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;
б) преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки;
в) создать взамен их новые, правильные;
г) закрепить новые навыки до степени автоматизации.
Традиционные логопедические подходы по автоматизации звуков у детей с дизартрией оказываются недостаточно эффективными, что требует от специалиста поиска и подключения новых методов коррекционной работы.
Архипова Елена Филипповна в своей книге «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей» представила авторскую систему Татьяны Владимировны Сорочинской по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции. По мнению автора, оптимизирующим процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии является включение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова.
Начинать работу необходимо с уточнения произношения гласных, так как на их базе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата и именно гласные звуки дают лучшую разборчивость при произношении, чем согласные (Елена Николаевна Винарская, д. м. н).
При автоматизации звука ведется параллельная работа по уточнению и развитию фонематического слуха, выразительностью речи: ускорение и замедление темпа, чередование ударных и безударных слогов, выдерживание пауз, выделение отдельных слов повышением или понижением голоса и т. д.
Для вызывания интереса ребенка к выполнению упражнений, я разнообразила виды тренажеров. И в дополнение к иппликатору Кузнецова приобрела резиновые массажеры с игольчатой поверхностью (разного диаметра, массажные щетки с натуральной, пластиковой щетиной, пластмассовые мыльницы с игольчатой поверхностью т. п.
Автоматизацию звуков с помощью данной методики провожу следующим образом: произношу гласные звуки в определенной последовательности, прижимая подушечки пальцев рук к выбранному тренажеру. Затем ребенок сам выполняет данное упражнение по подражанию.
1 этап. Отдельно произносят гласные звуки с прижатием всей ладони:
1. А--- Большой палец
2. О--- Указательный палец
3. У--- Средний палец
4. И--- Безымянный палец
5. Ы---Мизинец
6. Э---Вся ладонь
2 этап. Отдельно и последовательно от большого пальца к мизинцу прижимают подушечки пальцев обеих рук с одновременным четким произнесением гласных.
3 этап. Движения пальцев рук и артикуляционного аппарата объединяют и доводят до автоматизма.
4 этап. Отрабатывают точность движений, их ритмичность, плавность. На данном этапе гласные звуки произносят в трех регистрах: нижнем, среднем, верхнем с усилением и ослаблением голоса. При выполнении упражнений обращаю внимание на выдох - он должен быть свободным, мягким.
Учу детей длительно произносить (пропевать) гласные звуки с четкой, утрированной артикуляцией, стимулируя таким образом периферический отдел двигательного анализатора. Во время пропевания гласных исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц, развивается сила голоса, чистота его звучания, что позволяет развивать эмоционально окрашенную речь.
Для быстрого запоминания ввожу зрительные опоры-символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.
Коррекционную работу веду в 11 модулях (11 вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого поставленного звука.
I модуль. Отдельное произнесение: С. Г (С — согласный, который автоматизируют, Г — гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: «С—А, С—О, С—У, С—И, С— Ы». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука. Закрепляют значение символов:
А — рот широко открыт
О — губы вытянуты хоботком
У — губы собраны в трубочку
И — губы растянуты
Ы — нижняя губа напряжена и обнажает нижние зубы
Э — губы прижимаются к верхним и нижним зубам с напряжением
Рис. 1. Символы гласных звуков
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера, переходим к автоматизации поставленного звука.
Последовательность работы на тренажере:
Символ гласного
Изолированное произ-несение С-А С-0 С-У С-И С-Ы С-Э
Участие пальцев 1-й п 2-й п 3-й п 4-й п 5-й п все пальцы
Названия пальцев боль-шой указа-тельный средний безы-мянный мизи-нец вся ла-донь
Рис. 2. Последовательность работы на тренажере
Эти начальные упражнения по автоматизации необходимо проводить в умеренном темпе с акцентом на гласном звуке во время прижатия пальцев к иппликатору (тренажеру).
II модуль. СГ слитно (С — согласный, Г — гласный). Прямой слог.
III модуль. Г. С (С — согласный, который автоматизируют, Г — гласный звук). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся «А-С, О-С, У-С, И-С, Ы-С, Э-С». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности иппликатора (игольчатого тренажера). Напоминают ребенку, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.
IV модуль. ГС слитно (обратный слог). С — автоматизируемый согласный звук, Г — гласный звук. Слитно и утрированно произносится гласный звук с поставленным согласным звуком. При этом пальцы обеих рук поочередно, начиная с большого пальца, прижимаются к иппликатору. При затруднениях в выполнении ребенку помогают поочередно прижи-мать соответствующие пальцы.
V модуль. ГСГ (интервокальная позиция) Г — гласные, С — автоматизируемый звук. Утрированно артикулируются гласные и поставленный и автоматизируемый звук. Внимание обращают на переключения артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный. Произнесение можно сопровождать пальцевыми движениями на иппликаторе.
VI модуль. СГС. С — автоматизируемый звук, Г —гласный звук, С — согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно. Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СГС, среди которых могут быть и слова (например, СОМ, СОН, СУК и др.). Внимание обращают на четкость артикуляционных движений при переключении с одной артикуляции на другую. Произнесение можно сопровождать пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере с игольчатой поверхностью).
VII модуль. СГС. С — согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно; Г — гласный звук, С — автоматизируемый звук. Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога СГС. Внимание обращают на четкость (утрированность) артикуляционных движений при произнесении всех звуков и при переключении с одной артикуляции на другую. Автоматизацию звука можно сопровождать пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере).
VIII модуль. ССГ Слог со стечением согласных.
С — автоматизируемый звук, С — звук, который ребенок произносит правильно, Г — гласный звук.
Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога ССГ Внимание ребенка обращаем на четкий переход от одного звука к другому. Напоминаем, что активно работают губы. Для гласных вводимые символы напоминают, что для звука А — рот широко открыт, для звука О — вытягиваются хоботком, для звука И — губы растягиваются в стороны, для звука Ы — нижняя губа больше напряжена и обнажает нижние зубы, для звука Э — губы прижимаются к верхним и нижним зубам с напряжением.
I Х модуль: При автоматизации к иппликатору (тренажеру с игольчатой поверхностью) поочередно прижимаются 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й пальцы, а в 6-ом слоге к иппликатору прижимается вся ладонь. Ребенку предлагают зрительные опоры — символы гласных звуков, которые напоминают об активной работе губ при артикуляции гласных. Четкая, утрированная артикуляция необходима и при произнесении согласных при их стечении. Отработав в умеренном темпе произнесение слогов и автоматизировав переключения, предлагаем для автоматизации слова, словосочетания, где слог конструкции ССГ встречается в середине, вначале, в конце слова.
Модуль X. ГСС. Г — гласный, С — согласный, который ребенок произносит правильно, С — автоматизируемый звук.
Четко артикулируют все звуки, входящие в структуру звукосочетания ГСС. Напоминают, что губы активно работают, что и обеспечивает утрированное произнесение звуков. Возможно включение пальцевых движений на тренажере с игольчатой поверхностью.
Модуль XI. ГСС. Г — гласный, С — согласный, который закрепляем, С — согласный, который ребенок произносит правильно.
Четко артикулируют все звуки, входящие в структуру звукосочетания ГСС. Используемые символы гласных призваны напоминать ребенку об утрированной артикуляции гласных. При включении в занятие пальцевых движений на тренажере символы гласных показывают последовательность движений пальцев на тренажере.
Апробировав данную методику и основываясь на своем практическом опыте, я разработала игровые пособия, направленные на автоматизацию звуков, и использую их как часть индивидуального или подгруппового занятия.
1. «Вышли пальчики гулять» – ребенок «шагает» пальчиками по сенсорным дорожкам и проговаривает слоги или слова. На одной дорожке пришиты пуговицы, на другой – кружочки из велкроткани (жесткая сторона).
2. «Змейка и улитка» – на плотный картон наклеены шнурки в виде змейки и в виде улитки. Ребенок, проводя пальчиком по шнурку, произносит длительно автоматизируемый изолированный звук.
3. «Пианист» - автоматизация звуков в слогах с прижатием пальчиков к «клавишам» из наждачной бумаги с постепенным повышением или понижением голоса.
4. «Альпинисты» - ребенок шагает пальчиками по «камням» (половинки су-джок шарика, проговаривая в слогах и словах автоматизируемый звук.
Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий на этапе автоматизации звуков в слогах и словах пальцевых упражнений на иппликаторе Кузнецова (Т. В. Сорочинская Патент РФ на изобретение №2092150 Российского агентства по патентам «Способ коррекции речевых нарушений у детей». Зарегистрирован в Государственном реестре изобретений 10.10.1997.).
В процессе проводимой коррекционной работы устанавливаются связи между движениями артикуляционных мыщц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом его артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произнесении, автоматизация и дифференциация звуков проходит в более короткие сроки. Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над просодией.
Проводимая мною коррекционно-логопедическая работа с использованием тактильно-кинестетической стимуляции способствует оптимизации не только фонетической и просодической сторон речи, но и ее коммуникативной функции, что улучшает состояние сенсомоторной сферы ребенка и его личности в целом.
Литература:
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. М. : АСТ: Астрель, 2008. С. 254.
2. Сорочинская Т. В. Формирование фонетической и просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии // Методические рекомендации. Томск,1994.