Вильданова Надия
Логопедический проект «Веселые пальчики»
«Источники способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно-игровой, творческий.
Сроки реализации: долгосрочный (8 недель)
По количеству участников: подгрупповой.
Участники проекта :
• дети с речевыми нарушениями;
• воспитатели;
• родители.
Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет).
Публикация «Логопедический проект „Веселые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
1 этап. Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности.
В дошкольном возрасте внимание больше уделяется упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки, решаются сразу две задачи:
• повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка,
• не только совершенствовать ловкость и точность движений, но и улучшить внимание, память научиться, выработать усидчивость.
В познавательно - игровой проект включены занятия пальчиковые игры, игры со специальным оборудованием (шнуровки, мозайки, игры с крупой, с предметами) и др., использование нетрадиционных технологий работа с природным материалом глиной
Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
На подгрупповом занятии при выполнении пальчиковой гимнастики, самомассаж рук воспитанники выполняют с помощью массажных мячей и дорожек. На одном из таких занятий привычных для выполнения мячей не оказалось. Ребята были удивлены, что нечем работать. Был задан вопрос «Чем мы можем заменить мячики для массажа?». На помощь к ним пришли предметы, которые были на данный момент под рукой: карандаши, крышки от тетрапаков, яйца от киндер-сюрприза, пуговицы и т. д. Каждый из предметов был задействован при выполнении пальчиковой гимнастики. «А мы самостоятельно можем сделать игрушки для пальчиковых игр?».
2 этап. Планирование.
Цель проекта : развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Образовательные области и задачи:
Социально-коммуникативное:
• развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
Познавательное развитие:
• Обучать детей пальчиковым играм на занятиях учителя-логопеда.
• Формировать умение детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями;
• Знакомить детей с названием пальчиков;
• Развивать умение различать правую и левую руку.
Художественно-эстетическое:
• Развитие чувства ритма и музыкального слуха;
• Формировать умение договаривать строки стихотворения;
• Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;
Физическое развитие:
• Развитие мелкой моторики;
• Формировать умение согласовывать движение с речью;
• Формировать умение выполнять элементарные действия двумя руками в пальчиковых играх.
3 этап. Реализация запланированных мероприятий
Сроки Совместная деятельность
1 неделя февраля Разучивание пальчиковой гимнастики «Улитка-улитка»
2 неделя февраля Знакомство с названием пальчиков. Различие правая рука, левая рука.
Повторение пальчиковой гимнастики «Улитка-улитка»
3 неделя февраля Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). Повторение пальчиковой гимнастики «Улитка-улитка»
4 неделя февраля Повторение пальчиковой гимнастики «Улитка-улитка». Пальчиковые игры.
1 неделя марта Разучивание потешек про пальчики. Использование потешек в ННОД.
2 неделя марта Обучение детей игре «Шнуровка».(различные виды шнуровок)
Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник»
3 неделя марта Изготовление пособий для развития пальчиков. Игра «Шнуровка», повторение потешек и скороговорок.
4 неделя марта Оформление выставки «веселые пальчики».
Предполагаемый результат:
Дети:
В результате разучивания пальчиковых игр, дети достигают хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга); на умственное развитие (развивает психические процессы, но и подготавливает руку ребенка к графомоторным навыкам, рисованию и в дальнейшем к письму.
Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, развиваются мелко моторные навыки; увеличивается словарный запас; возрастает речевая активность детей в различных видах деятельности; кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Родители:
Родители получат необходимые знания по данной теме, будут более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
4 этап. Взаимодействие с семьями детей
Консультации для родителей по темам «Первые шаги в развитии мелкой моторики», «Веселые пальчики»
Памятки для родителей «Послушные пальчики», «Пальчиковая гимнастика»
Совместное с детьми изготовление пособий для занятий пальчиковой гимнастикой
5 этап. Итоговое мероприятие.
Оформление выставки «Веселые пальчики»
Практическое применение продуктов проекта на занятиях учителя-логопеда.