Екатерина Калмыкова
Логопедический массаж для речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический массаж – это очень популярная в последние годы логопедическая технология. Традиционными методами работы не всегда можно устранить речевые нарушения у детей, с которыми обращаются к нам родители.
Логомассаж позволяет нам, логопедам, справляться с более тяжёлыми формами речевой патологии, которых сейчас появилось очень много. Применение логопедического массажа значительно сокращает время коррекционной работы при формировании у детей звукопроизносительной стороны речи. И именно логопедический массаж, являясь частью общей комплексной системы коррекционной работы, является абсолютно незаменимым средством в борьбе с нарушенным тонусом.
Публикация «Логопедический массаж для речевого развития» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Логопедический массаж показан в тех случаях, когда есть нарушение мышечного тонуса. Это чаще всего бывает при дизартрии. Как Вы знаете Дизартрия –это такое сложное речевое нарушение, при котором нарушено не только звукопроизношение, но может быть грубо нарушена просодическая сторона речи, присутствовать разные уровни Общего речевого недоразвития, нарушение фонематического слуха. При помощи логопедического массажа, мы получаем эффект, в плане именно коррекции звукопроизношения.
Также логопедический массаж показан при заикании, особенно при возникновении заикания, когда оно возникает остро, в инициальной стадии. В таких случаях массаж хорошо снижает мышечный тонус.
Обязательно показан массаж при ринолалии, особенно в послеоперационный период.
Ещё логопедический массаж эффективен в тех случаях, когда звуки у ребёнка уже вызваны, но очень долго не входят в речь. Иногда проходит месяц, два, три, а звуки у ребёнка автоматизируются только в условиях логопедического занятия. В таких случаях можно простимулировать артикуляционный аппарат ребёнка активирующим массажем и дела пойдут быстрее.
Чтобы массаж был эффективным проводить его нужно регулярно. Курс логопедического массажа – 10 дней. С интервалом – один раз в полугодие, при необходимости – один раз в квартал.
Прежде всего, это все заразные заболевания (дерматиты, стоматиты, коньюктевиты, гнойничковые и грибковые заболевания, кариес.
Противопоказанием является повышение температуры у ребёнка или увеличение лимфатических узлов. Перед началом массажа всегда необходимо проверять, не увеличены ли лимфатические узлы у малыша. Их увеличение может говорить о том, что малыш заболевает, или этот процесс уже идёт. И если мы начинаем делать массаж заболевающему ребёнку, то процесс болезни может быть бурным, ребёнок может переболеть, гораздо тяжелей, его иммунная система может не справиться со своими задачами.
Логопедический массаж нельзя делать ребёнку, у которого на лице ссадины, царапины, высыпания.
Противопоказаниями являются болезни крови и сосудов.
Полным противопоказанием к логопедическому массажу и массажу вообще является эписиндром (симптоматическая эпилепсия) в анамнезе.
Логопедический массаж следует проводить по назначению врача. Обязательно нужно обратиться к врачу неврологу или детскому педиатру и получить разрешение на проведение логомассажа.
Способы осуществления массажа :
1)Зондовый
2)Пальцевый
3) Массаж деревянным или металлическим шпателем
4) Массаж зубной щеткой.
Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:
1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т. п. ,
2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата,
3) стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта,
4) защитную маску (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции).
Положение тела при массаже – удобное
Приемы массажа :
1) поглаживание языка в различных направлениях:
— от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);
— от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);
— круговые, спиралевидные движения
2) похлопывание языка начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы);
3) «прокачивание» — легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку);
4) массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком);
5) покалывание языка (игольчатым зондом);
6) «перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);