Получи документы

Консультация «Логопедические занятия с ребенком РАС»

Колышкина Екатерина
Консультация «Логопедические занятия с ребенком РАС»
▼ Скачать + Заказать документы

Оказание коррекционной помощи начинается с диагностики, целью которой является точное определение доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление протестных реакций – негативизма, агрессии или самоагрессии и фиксацию негативного опыта.

Коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов различного профиля. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями.

Публикация «Консультация „Логопедические занятия с ребенком РАС“» размещена в разделах

Глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к развитию понимания ребенком обращенной к нему речи и его активной речи. До начала работы над речевой функцией необходим предварительный этап.

Содержание работы на предварительном этапе:

- Установление эмоционального контакта. Этот период чаще всего растягивается на несколько месяцев. Первым включается в работу психолог. Он устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, развивает его способности к контакту и первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда уровень взаимодействия с окружением у ребенка развивается настолько, что становится возможным включение в работу еще одного специалиста. Этим специалистом становится учитель-логопед, который первоначально присутствует на занятиях психолога, а затем тоже включается во взаимодействие с ребенком.

- Формирование первичных учебных навыков. Логопед и психолог продолжают развитие навыка взаимодействия ребенка и взрослого в более формальной, учебной ситуации, формируют его «учебное поведение». Оба специалиста воспитывают умение работать за столом, подбирают для этого материалы и сами задания в соответствии с интересами и пристрастиями ребенка, используют эмоционально-смысловой комментарий, который по возможности должен быть сюжетным, сопровождаться рисованием.

- Подготовка к обучению чтению. Родители и специалисты учат буквы.

Содержание 1 этапа – развитие понимания речи:

- Осознание происходящего вокруг и, следовательно, понимание речи с помощью эмоционально-смыслового комментария (эпизодическое комментирование, которое должно быть обязательно привязанным к опыту ребенка, вносить смысл в активность ребенка, расставить положительные «эмоциональные акценты» в окружающем (фиксировать приятные ощущения и сглаживать, по возможности, неприятные, прояснять причинно-следственные связи, суть явлений, передавать смысл житейских событий, давать представление о человеческих эмоциях, быть не слишком простым и односложным.

- Осознание происходящего вокруг, понимание смысла нескольких последовательных событий, связанных в сюжет (сюжетное комментирование).

Для этого используются случайные впечатления, бытовые, игровые, учебные ситуации, эпизоды, предметное и сюжетное рисование ребенке, короткие прозаические рассказы и сказки). Параллельно с рисованием включаются элементы обучения глобальному чтению: рисование предметных картинок с подписями (одно слово, затем словосочетание, сюжетное рисование с подписью (простое нераспространенное предложение). Эти подписи к картинкам предварительно не готовятся, ребенок видит процесс печатания слова, словосочетания, предложения (с комментированием).

Содержание 2 этапа – развитие возможности активно пользоваться речью:

- Растормаживание речи в процессе постоянного воспроизведения в игре или на занятиях ситуации, в которой появилась подходящая словесная реакция; закрепления имеющихся слов, закрепление вновь появившихся слов и фраз, привязывая их по смыслу к ситуации, обыгрывая, отвечая на них, создавая впечатление реального диалога.

- Развитие способности к пересказу.

- Обучение глобальному чтению. Вероятно, нужно напомнить, что суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя букв. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность.

- Развитие математических представлений.

- Развитие продуктивных видов деятельности. Подготовка руки к письму.

Содержание 3 этапа - включение в малую группу:

- На этом этапе ребенка включают в малую группу (в нашем случае – дошкольников, так как наступил момент, когда у ребенка появилась потребность к взаимодействию со сверстниками. Для него очень важно быть рядом со сверстниками, наблюдать за их играми, слушать их разговоры, пытаться понять их интересы, отношения. Организацией неформальных контактов, групповых занятий, экскурсий, праздников занимается воспитатель. - Психолог координирует деятельность всех специалистов и продолжает коррекционное воздействие, направленное на раскрытие потенциала ребенка, повышение чувствительности к взаимодействию с окружающими.

- Учитель-логопед осуществляет работу по дальнейшему развитию понимания речи, развитию фонетической стороны речи, возможности пользоваться грамматически правильной активной речью, закрепляет навыки глобального чтения, обучает послоговому чтению, письму и счету на групповых и индивидуальных занятиях.

Содержание 4 этапа – сопровождение ребенка, поступившего в школу:

- Дальнейшее развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

- Закрепление навыков послогового чтения.

- Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза в объеме школьной программы.

Содержание 5 этапа – отслеживание результатов коррекционного воздействия:

- Ежегодная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика ребенка при подготовке к ПМПК.

- Отслеживание динамики психического и речевого развития.

- Консультирование родителей и педагогов.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, ранняя диагностика, длительная комплексная адекватная медико-психолого-педагогическая коррекция дают возможность многим детям с аутизмом обучаться в школе. Обратимся непосредственно к опыту нашего центра. На данный момент возраст детей с аутизмом от 4 до 11 лет. Одиннадцатилетний ребенок учится в четвертом классе (интегрирован по программе 7 вида, форма обучения пока индивидуально-групповая, двое девятилетних детей занимаются в логопедическом пункте (инвалиды детства, не обучаются в школе, не посещают ДОУ, группы компенсирующей направленности, шестилетний ребенок – посещает индивидуальные занятия с психологом (инвалид детства, не обучается в школе, не посещает ДОУ, группы компенсирующей направленности, четырехлетний ребенок продолжает заниматься в КРД с психологом и логопедом.).

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. /Составитель Л. М. Шипицына. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», - 2001.

2. Лаврентьева Н. Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом. – ж. Дефектология. - № 2, 2003.

3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф, 2000. – (Особый ребенок).

Публикации по теме:

Консультация «Как заниматься с ребенком 3–4 лет» Часто, размышляя о развитии своего ребенка, мамы сталкиваются с множеством вопросов: • Во что конкретно играть с ребенком, где и как? •.

Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:"С тобой.

Консультация «Как провести выходные дни с ребенком» "Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть. " Джордж Бернард Шоу Выходные дни – это время,.

Консультация для родителей «Как организовать логопедические занятия дома?» Домашние задания учителя-логопеда направлены на повторение и закрепление изученного. Прежде чем заниматься с ребёнком, взрослому необходимо.

Консультация для родителей логопедической группы «Зачем нужны логопедические домашние задания?» Консультация для родителей на тему: "Зачем нужны логопедические домашние задания?" Результативность коррекционной помощи ребенку зависит.

Консультация для родителей «Прогулка с ребенком» За окном хорошая погода, а это лучшее время, чтобы провести с ребенком свободное время. Будь то выходной день или после трудового дня..

Консультация для воспитателей «Логопедические игры с мячом для детей с нарушением речи и зрения» Консультация для воспитателей: Игры с мячом на занятиях логопеда для детей с нарушением речи и зрения. Косоглазие и амблиопия, как сложный.

Консультация «Досуг с ребенком на природе» Я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой. М. Пришвин Досуг ребенка зависит целиком.

Консультация для мам «Гиперопека над ребенком» Статья адресована гиперответственным, гипертревожным мамам, забывающим про себя. Статья не является призывом игнорировать потребности ребенка,.

Консультация для родителей «Логопедические игры» Как часто приходится слышать от родителей, педагогов, что ребёнок не договаривает слова, пропускает звуки в словах, говорит только конец.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Логопедические занятия с ребенком РАС»
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 19:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Логопедические занятия с ребенком РАС»» (включая файлы) размещена пользователем Колышкина Екатерина (УИ 2126658) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД