Кулигина Светлана Алексеевна
Логопедические упражнения для развития мышц артикуляционно-речевого аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Составитель консультации: учитель-логопед КулигинаС. А.
МБДОУ №299, г. Ростов-на-Дону
Тема: «Логопедические упражнения для развития мышц
артикуляционно-речевого аппарата».
Внятность и чёткость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.
Публикация «Логопедические упражнения для развития мышц артикуляционно-речевого аппарата» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т. е. умение отличать речевые звуки (фонемы) от других. Это даё т возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребёнка, обеспечить чёткое и благозвучное произношение, предлагаю вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребёнком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение. (См. упражнения)
1. Упр. «Рожицы» - ребё нок выполняет различные мимические движения: надувает щёки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.
2. Упр. «Щёлканье языком» - с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребёнку предлагается несколько раз подряд два раза щёлкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.
3. Упр. «Облизывание» губ, зубов, тарелки или чупачупса. Плевание крупой.
Перекатывание орехов во рту.
4. Гимнастика для языка:
Движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свёртывание в трубочку, поддразнивание и т. д.
5. Повтори.
Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков. Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести звуки.
Сначала ребёнок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.
Несколько скороговорок:
• Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Тридцать три вагона вряд тараторят, тарахтят.
• По вторникам над мостовой
Летал воздушный шар пустой.
• Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
• Шёл Егор через двор
С топором чинить забор.
7. Игра «Лиса- Патрикеевна».
Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около-ротовой мускулатуры в покое.
Материал: доска(«мостик») или широкая лента, маленькие сушки или печенье.
Ход игры: «Мостик» -доска лежит на полу Ребёнок идёт по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладёт крекер. Пройдя мостик, ребёнок съедает печенье.
8. Игра «Весёлый попугайчик».
Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Ход игры: Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребё нку говорят: «Ты весёлый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».
Ребёнок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребё нок начинает отстукивать и повторят слоги:
а) одинаковые –ра-ра-ра;
б) со сменой темпа (медленно-быстро) – ра-ра-ра – ра-ра-ра –ра-ра-ра;
ра-ра-ра-ра;
в) с наращиванием ряда –па – па-па – па-па-па – па-па-па-па-па-па-па-па-па.
Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.
9. Игра «Водичка».
Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно,формирование правильного произношения звука С.
Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.
Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребёнка на то, как «поёт» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:
• Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Взрослый вместе с ребёнком повторяет потешку 3-4раза и заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребёнок поёт «длинную песенку»,
т. е. произносит звук С протяжно.
10. Игра «Капитаны».
Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чере-дование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения дли- тельно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ.
Материал: таз с водой и бумажные кораблики.
Ход игры: На маленьком столе таз с водой, где плавает бумажный кораблик.
Ребёнок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П.
Взрослый предлагает ребёнку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив город значками на краях таза.
Взрослый поясняет ребёнку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука Ф. Можно дуть просто-вытягивая губы трубочкой, но не надувая щёки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывёт к цели.
Но вот налетает порывистый ветер,- говорит взрослый, -он дует неровно:
п-п-п. Ребёнок повторяет и стремится пригнать кораблик к определённому месту.
Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребёнок не надувал щёки; звук П произносил на одном выходе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щёки. Заканчивая игру, ребё нок и взрослый вместе поют:
• Ветер, ветерок.
Натяни парусок!
Кораблик гони до
Волги –реки!
11. Игра «Отбойный молоток».
Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры:
Ведущий говорит: Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтёры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д-Д.
Затем ребёнок пытается проделать это упражнение в течение 3-4 минут.