Кузнецова Валерия
Логопедические рекомендации для родителей дошкольника на дни, свободные от посещения детского учреждения
Уважаемые рдители!
Если ваш ребенок воспитывается в коррекционном детском саду,то поводы для беспокойства должны свестись к минимуму. Грамотные специалисты обучат вашего ребенка красивой,правильной речи,научат ритмично двигаться под музыку, разовьют общую и мелкую моторику, привьют ребенку желание и интерес,который поможет легко шагнуть вашему малышу в первый класс. Но при этом Вы,уважаемые родители,не должны забывать,что первое и главное место в жизни ребенка занимают сами родители и Ваш авторитет,в глазах ребенка,непоколебим. Важно помнить, какие умения и навыки вы привьете своему малышу,с такими и отправите его во взрослую жизнь.
Публикация «Логопедические рекомендации для родителей дошкольника на дни, свободные от посещения детского учреждения» размещена в разделах
В выходные дни или в дни каникул, а может быть вечером,вы обязательно находите время пообщаться со своим малышом. Чтобы это общение было более плодотворным для вашего ребенка,хочу дать немного полезных и действенных советов и рекомендаций.
В сегодняшнем изобилии детской литературы и обучающих брошюрок можно легко запутаться. Поэтому отдавайте предпочтение наиболее известным и востребованным авторам и изданиям. Не отказывайте ребенку в приобретении развивающих книжек,иначе вы рискуете,что в следующий раз он у вас ее не попросит.
Если родители желают,чтоб их ребенок вовремя научился читать,повесьте над кроваткой ребенка азбуку, желательно с картинками,которые будут легко восприниматься ребенком. Зрительная память поможет ребенку запомнить графический образ буквы,а картинка будет играть роль ассоциативного предмета. Как называется буква,подскажете Вы.
Обязательно читайте своему малышу сказки,стишки. Можно применять метод аудирования,используя СD, с содержанием литературных произведений разных авторов. Это развивает внимание и фонематический слух. Читая сказку,меняйте интонацию,соответственно героям. Например,покажите голосом, что у волка хриплый, низкий голос,у медведя -грубый, мышка будет говорить писклявым голосом, а лисичка вкрадчивым,хитрым. Если вы читаете ребенку сказку,то после прочтения обязательно побеседуйте по содержанию. Полезно немного пофантазировать и придумать другой конец сказке или продолжить ее ненадолго.
Вы задавались когда-нибудь вопросом,почему дети предпочитают смотреть и слушать одно и тоже произведение неоднократно? Дело в том,что с каждым последующим прочтением или просмотром ребенок накапливает все большее количество информации,как бы "наслаивает" ее и все глубже понимает смысл сказанного или увиденного, каждый раз открывая для себя все новые моменты. Аудирование же развивает фонематический слух и ребенок слышит красивую,правильную речь.
А чтобы речь вашего ребенка была красивая и правильная,необходим подготовительный этап:
1.Артикуляционная гимнастика. Выполнять ее надо ежедневно по 3-5 минут в день, для начала,перед зеркалом,пока артикуляционные движения не дошли до автоматизма. Можно делать самомассаж -слегка пожевывать зубками язычок, пить серез трубочку,полоскать ротик то с одной стороны шеки,то с другой.
2 Дыхательная гимнастика и формирование воздушной струи. . Можно надувать воздушные шары,дуть на прохладную водичку не раздувая щеки,надувать мыльные пузыри или поиграть в игру " Ватный футбол"
Игра
Любыми некрупными предметами имитируйте зону ворот на полу с обеих сторон комнаты. Разбросайте по комнате неплотно скатанные ватные шарики. Ребенок,ползая по полу загоняет шарики в ворота соперника,дуя на них. вы открываете счет! Правила игры гласят:при дутье на шарики щеки раздуваться не должны!
А теперь приведу в пример еще несколько интересных игр,с помощью которых, обычные слова можно превратить в обучающий материал.
Речевые игры с именем существительным
Один-много".
Вариант 1: - Это цветок,а когда их много это что?- Цветы.
Вариант 2:- У меня один цветок, в у тебя много чего? -Цветов.
"Назови ласково"
-Большой - кот,маленький-котенок.
-Огромный - котище, маленький -котеночек.
"Посчитай предмет о 1 до 5 и обратно";
"Съедобный -несъедобный";
"Одушевленный- неодушевленный";
"Жадина"
- назови все предметы своими :
- мой арбуз,мое яблок,.моя кровать,мое место.
Речевые игры с именем прилагательным
Используем в сравнительной степени:
-У меня маленький мяч, а у тебя еще меньше;
-У тебя большой мяч, а у меня еще больше;
С качественными прилагательными:
" Из чего какой?"
-Дом из кирпича какой -кирпичный;
"Какое варенье?"
-Из малины -малиновое.
С относительными прилагательными:
"Скажи какой? Какая? Какое?"
-Красное платье,красный бант,красное яблоко.
" Скажи наоборот"
- Светлый-темный;
-Большой-маленький;
-Добрый -злой.
С притяжательными прилагательными:
" Назови чей?
-Хвост у лисы -чей следы?.
Речевые игры с глаголами
"Изменяем предложения"
по лицам:
-Я иду в кино,ты идешь в кино, он идет в кино, она идет в кино, мы идем в кино, вы идете в кино, они идут в кино;
"Делал,делаю,буду делать"
по временам:
-Вчера я смотрел на небо,сегодня я смотрю на небо,завтра я буду смотреть на небо.
Единственное и множественное число настоящего времени глаголов:
"Я,он,мы,они"
-Я прыгаю,он прыгает,мы прыгаем,они прыгают.
Эти игры можно использовать на прогулке, по дороге в сад,в поездке на автомобиле и далее. При пробуждении обратите внимание ребенка на часть суток. Обязательно скажите ему, что утренний прием пищи называется завтраком,а днем объявите. что пришло время обеда,вечером его ждет ужин. А спать ложится он поздним вечером и спит всю ночь до следующего утра. Утром,по дороге в садик,попросите ребенка посчитать кнопочки в лифте. ступеньки. машины у подъезда.
Можно поиграть с предлогами. Бросьте предмет на пол,поднимите его с пола, спрячьте его за шкаф,достаньте из-за шкафа,положите под стол. достаньте из-под стола. Встаньте сами за дверь,выгляните из-за двери,сядьте между игрушками,подойдите к столу. отойдите от стола. Проговаривайте все свои действия,выделяя голосом предлоги,Попросите ребенка повторить ваши действия,давая инструкции:
-Сядь за стол,встань со стула,выйди из-за стола,спрячься за дверь,выгляни из-за двери и далее.
Загадайте ребенку предмет методом описания,пусть он попробует отгадать,что вы загадали.
Например:
-Это жидкое вещество,его можно пить,оно бывает разного цвета,потому что его готовят из разных фруктов и овощей,оно полезное и в нем много витаминов. Что это? Затем поменяйтесь ролями. Ничего страшного,если у него не получится первого раза. Это занимательное занятие будет развивать у ребенка логическое мышление,воображение и память.
Развивайте мелкую моторику ребенка. Крупа,пуговицы,бусины,пластилин,книжки с наклейками, природный материал,все это можно использовать,чтобы пальчики ребенка активно работали. Старайтесь исключить раскрашивание фломастерами,ведб при этом затрачивается минимум усилий при нажатии на бумагу и мышцы руки развиваются медленнее. Пусть ребенок пользуется при раскрашивании цветными карандашами.
При выполнении заданий не давите на ребенка,не торопите его. Лучше пропустить занятие и отступить на несколько шагов назад,чем заставлять и "перепрыгивать"
вперед. Поэтапная подача развивающего материала наилучшим образом усваивается ребенком. Помните,что занятия должны проводится,когда ваш ребенок сыт,здоров и находится в располагающем настроении. Следите за правильной речью ребенка,поправляйте уже поставленные звуки,хвалите всегда своего ребенка,даже если у него что-то не получается сегодня.
-