Ирина Решетова
Логопедические игры на тему «Зима»
Речевое развитие ребенка является крайне важным фактором комплексного развития личности. От того, насколько четкой и правильной будет речь, зависит способность к коммуникации с другими детьми и взрослыми, а также успешность обучения в школе. Правильная речь является важным фактором нормального психического развития ребенка и фактическим показателем его готовности к учебному процессу.
К сожалению, количество детей с различными речевыми нарушениями только растет. Объясняется это разными факторами, включая тяжелое течение беременности, патологии развития плода, педагогическую запущенность и другие причины. В результате этого, если не проводилась соответствующая логопедическая коррекция, ребенок к 6-7 годам оказывается фактически не готов к обучению в школе из-за проблем с устной и письменной речью.
Публикация «Логопедические игры на тему „Зима“» размещена в разделах
В логопедической практике используются разные методики, которые оказываются эффективными в преодолении дефектов речи. Активно применяются логопедические игры, которые используются для формирования правильной речи, а также устранения различных ее нарушений. В ходе игровых занятий ребенок обогащает свой словарный запас, у него расширяются знания об окружающем мире, развиваются коммуникативные навыки и связная речь.
Какие задачи решает логопедическая игра
Игра – это важная часть развития ребенка, потому что именно через игру формируются навыки, которые незаменимы во взрослой жизни. Занятия и упражнения в игровой форме способствуют развитию речи, сосредоточенности, логического мышления, коммуникации и внимания.
Логопедические игры способствуют социализации детей, потому что ребенок учится взаимодействовать с педагогом и со своими сверстниками. Эти игры предполагают наличие какой-то задачи, поэтому ребенок учится решать их, находить правильные ответы, при этом игра оказывается идеальной формой для этого, потому что у ребенка сохраняется интерес к происходящему именно из-за наличия развлекательного момента.
Ниже представлены игры на тему «Зима» - этот материал будет полезен не только логопедам, но и воспитателям детских садов и самим родителям. Они позволяют решить следующие задачи:
• развитие высших психических функций;
• развитие слухового внимания и восприятия;
• развитие пальцевого и артикуляторного праксиса;
• формирование правильного звукопроизношения;
• обогащение словарного запаса путем добавления в лексикон слов, соответствующих данной лексической теме;
• формирование связной речи;
• воспитание самостоятельности, улучшение навыков коммуникации.
Логопедические игры по теме «Зима»
Перед проведением логопедических игр, можно поговорить с детьми о теме занятий («Дети, о чем сегодня пойдет речь?» - «О зиме!» - «Правильно! А почему я сегодня решила с вами поговорить именно о зиме?» - дети говорят свои варианты: выпал первый снег, скоро Новый год, сегодня январь). Можно привести несколько интересных фактов о зиме, рассказать, что именно происходит в это время года и т. д. Когда беседа закончена, можно переходить непосредственно к играм.
Пальчиковые игры
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).
Мы с тобой снежок лепили. ("Лепят снежок").
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят
одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).
Раз — подбросим. ("Подбрасывают").
Два — поймаем. (Приседают, "ловят").
Три — уроним. (Встают, "роняют").
И. сломаем. (Топают).
Игра «Назови ласково»
Цель: формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных с помощью суффиксов.
Снег — снежок мороз — морозец
ветер — ветерок лед — ледок
зима — зимушка метель — метелица
санки — саночки холод — холодок
дерево — деревце звезда — звездочка
солнце — солнышко день — денек
ночь — ночка
Игра «Один – много»
Цель: формирование умения образовывать единственного и множественного числа существительных.
снежинка – снежинки – много снежинок снег — снегов, много снега
лед — льдов, много льда звезда —
день — узор —
ночь — снеговик —
санки — буря —
вьюга — стужа —
холод — забава —
Игра «Сосчитай до 5»
Снеговик, варежка, снежок, пальто
(голосом выделяем окончания у существительных)
Один снежок, два, три, четыре, пять …
Один снеговик, две, три, четыре, пять …
Игра «Скажи наоборот»
Ход игры : логопед задает детям слова, а они должны дать им характеристику.
Примеры:
• Летом дни жаркие, а зимой …. (холодные).
• Летом небо светлое, а зимой …. (темное).
• Летом день длинный, а зимой …. (короткий).
• Летом солнце яркое, а зимой …. (тусклое).
• Весной на реке лед тонкий, а зимой …. (толстый).