Людмила Ярошенко
Консультация для педагогов и родителей «Логопедические игры летом»
▼ Скачать +Заказ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГВ И РОДИТЕЛЕЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЛЕТОМ
С наступлением теплых беззаботных деньков деткам нравится проводить свободное время на улице. Поэтому сегодня я расскажем, как можно организовать логопедические игры на свежем воздухе. Ведь упражняться нужно регулярно, а если ребенок имеет проблемы со звукопроизношением, фонематическим слухом, построением предложений – тренироваться нужно ежедневно, независимо от погоды и выходных.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Логопедические игры летом“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры летом. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Логопедические игры на улице можно условно разделить на три подгруппы:
o активные – связанные с движениями (бег, прыжки) и отдельными спортивными состязаниями;
o пассивные – неторопливые тихие занятия, как индивидуальные, так и коллективные;
o сюжетно — ролевые – можно отнести и к первой и ко второй группе, поскольку они сочетают в себе элементы как активных, так и спокойных развлечений.
Желание двигаться естественно для детского организма. Тактильный голод, недостаточный темп наращивания мышц, отсутствие стимуляции от рецепторов опорно-двигательного аппарата тормозит совершенствование речи. Логопедические подвижные игры выбирайте так, чтобы они соответствовали возрасту и психическим особенностям. Необходимо учитывать, какой информационный багаж уже имеется, понимает ли крошка обращенный к нему текст, правила, которые требуется соблюдать, умеет ли работать в команде.
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ИГР НА ПРОГУЛКЕ
Самыми простыми и доступными являются затеи с мячом и скакалкой. Можно тренироваться вдвоем или компанией, устраивать целые соревнования. Ведь именно в состязаниях формируется командный дух, стремление к успеху, осознание собственной значимости.
o Перебрасывая мячик, называйте только предметы, начинающиеся на заданный слог или на указанную тематику: фрукты, овощи, мебель, одежда.
o Модернизируйте всем знакомые «Города» — один произносит название предмета или имя, а следующий подбирает другое на крайнюю букву ( например: апельсиН – НосоК – КиТ – Танк или Коля – Яна – Артем – Мария)
o Применение уменьшительно — ласкательных суффиксов – взрослый кидает шар и говорит слово, малыш возвращает его, превратив сказанное в ласковое название (книга – книжечка, зайка – заинька, лиса – лисонька, волк – волчонок и др).
o Задание для обогащения словаря и распознавание эмоций – перекидываясь, дети озвучивают всевозможные благодарности (благодарю, спасибо, пожалуйста, извинения (прости, извините, жалко, приветствия (привет, здравствуйте, добрый вечер, доброй ночи) и т. д.
o Обучение образованию прилагательных: родитель говорит из чего сделана вещь, сын или дочка создают прилагательное (например, сапожки из резины – резиновые, пирожное из меда – медовое, гвоздь из железа – железный, шляпка из соломы — соломенная и т. д.)
o «Кто сколько знает…» — участники находятся вокруг центра и, бросая мячик, называют пословицы. Можно задать определенную тему: труд, год, хлеб и т. д. Тот, кто в очередной раз не вспомнит поговорку, выходит из круга. Чемпион — последний оставшийся.
o Нарисуйте на асфальте мелом кружочки, а внутри каждого буковку. Пусть ребятки бегают вокруг, а по хлопку занимают те, в которых нарисованы только согласные (гласные, звонкие, глухие и т. д.) Либо, попав в кружок с буквой, кроха говорит соответствующее существительное.
o Бродя по лесу подсчитывайте количество собранных грибов, цветочков в букете, встреченных пеньков или муравейников.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
В летний зной на прогулке не обязательно использовать только речевые игры. Это могут быть развлечения, связанные с формированием крупной и мелкой моторики, тренировкой ловкости, наблюдательности, быстроты реакции, координации. Командные конкурсы способствуют выработке честности, терпения, выносливости, дисциплинированности. Преодоление препятствий и усилия, которые приходится прилагать помогают формировать решительность, стрессоустойчивость и другие волевые качества.
o Поставьте в одну линию разноцветные ведерки или тазики, предложите кидать в каждый шарики соответствующего цвета.
o Привяжите к забору или ветке воздушные шары, пробуйте сбивать их небольшими острыми камушками. А если на каждом нарисовать цифру, то можно потренироваться в соблюдении последовательного счета.
o Передвижение на скорость в мешках – веселое соревнование, которая непременно порадует маленьких и больших участников.
o Постройте из хворостин воротца и прокатывайте резиновый мячик – так оттачивается глазомер и ловкость, также можно выбивать из ряда пластиковые бутылки.
o Соорудите из газеты конусообразный колпак. Один надевает его на голову и пытается убежать, остальные стараются сбить колпачок. Выигрывает тот, у кого это получится чаще других.
Хороши на свежем воздухе народные забавы, они позволяют прикоснуться к культуре собственного народа и познакомиться с традициями других народностей, населяющих нашу страну. Водить хороводы под плясовую музыку или песнопения, упражняться в лапту, сталкивать соперников мягкой подушкой с невысокого помоста, прыгать через веревочку, плести венки – лишь немногие затеи, пришедшие к нам с древних времен. А уж «Жмурками» и «Цепи-цепи кованы» заполняли свой досуг наши бабушки и дедушки.
СПОКОЙНЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ
Если вы уже набегались, напрыгались и хочется посидеть и отдохнуть, то и тут есть чем заняться с пользой. Альбомы, краски, картинки, куклы и машинки, посудка и ведерки с лопатками, взятые с собой из дома, очень пригодятся, но если их нет – не беда.
o С помощью шишек или камней разного цвета можно сразиться в «крестики — нолики» и шашки, расчертив поле прямо на земле.
o Построить настоящий город из песка или создать трассу для миниатюрных пластмассовых или металлических автомобилей.
o Рисовать, писать предложения и цифры, решать примеры получится на песочке или земле палочкой, пальчиками, а на асфальте – цветными мелками или кусочком красного кирпича.
o Выкладывайте травинками, галькой, шишечками слоги.
o Рисование на песке увлекательно и полезно для мелкой моторики.
o Вместе с вашим любимым чадом «сварите» вкусный «обед» для кукол из травы и листиков.
o Если под рукой оказались краски – устройте вернисаж на камнях, раскрашивая их как зверюшек и насекомых или нанося изображения солнца, домиков, радуги и т. д.
o Совершенствование фонематического слуха – произносите нараспев различные слоги, ваш маленький ученик хлопает в ладоши, когда услышит загаданный звук.
o Взрослый обозначает любой предмет или животное, а воспитанник отвечает на вопрос «что делает» : машина – едет, самолет – летит.
o На отдыхе, даже просто валяясь на травке и наслаждаясь солнышком и беззаботностью, приятно вместе петь песенки, вспоминать стихи.
o Неиссякаемый интерес вызывает пальчиковый театр, сделанный из подручных материалов – бересты, листьев.
o Скатайте из бумаги небольшой круглый комочек и устройте соревнование у кого быстрее получится сдуть его с горизонтальной поверхности. Можно сесть двоим соперникам напротив и силой воздушной струи загонять комок на территорию противника.
o Побеседуйте о том, какое сейчас время года, а что было до него и что будет после. Какие месяцы считаются летними и почему? Сколько месяцев в году, а сколько недель или дней?
o Гуляя по берегу водоема, расскажите, какие обитатели встречаются в глубине озера, пруда или речки, как они живут, чем питаются, почему не приспособлены жить на суше. В лесу вспомните названия деревьев, лесных обитателей, чем они питаются, где спят, как зовут детенышей и пр.
Учитель-логопед МБДОУ № 118
Ярошенко Л. Ю.