Алёна Воронкова
Логопедические игры как средство развития речи
Среди методов коррекции логопедических нарушений у детей дошкольного возраста с положительной стороны с точки зрения эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. В процессе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с окружающим миром, развиваются функции психики, среди которых главное место занимает речь. Использование игровых технологий в логопедии с детьми помогает предотвратить или заменить, или поставить ребенка на его место. Ребенок, свободно выражающий свои мысли и чувства, развивает речевые навыки в игре. Предварительная игра:
Публикация «Логопедические игры как средство развития речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
поощряйте детей общаться друг с другом;
помогите укрепить навыки предприятия с помощью речи;
способствовать совершенствованию разговорной речи;
способствовать обогащению словаря;
она влияет на формирование грамматической структуры языка.
Поэтому необходимость поддержания серьезных коррекционных планов логопеда в его работе по игре очевидна. Работа логопеда требует использования игровых приемов даже в большей степени, чем в обычной учебной деятельности.
Дидактическая игра - один из видов воспитательного воздействия педагогов на ребенка. В то же время, игра является основным видом деятельности детей. Поэтому действие игры носит воспитательный (за которым следит педагог) и игровой (за действиями ребенка) характер. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством обучения умственной деятельности, активизирует мыслительные процессы, вызывает живой интерес к процессу познания у дошкольников. Игра помогает сделать любой учебный материал интересным, вызывает глубокое удовлетворение у детей, стимулирует работоспособность, облегчает процесс обучения.
АВ. Запорожец, оценивая функцию дидактической игры, подчеркивал: "нужно добиться того, чтобы дидактическая игра была не только своеобразным усвоением отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка".
Можно выделить следующие типы дидактических игр: Игры в путешествия, игры с сообщениями, игры в угадайку, игры-головоломки и игры в чат.
Игры - путешествия призваны улучшить впечатление, привлечь внимание детей к тому, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодолеваемые трудности. В этих играх используется ряд способов отображения познавательного содержания в сочетании с активностью игры : постановка задачи, объяснение способа ее решения, пошаговое решение задачи и др.
Игры - задачи проще по содержанию и короче. Они основаны на действиях с предметами, игрушками и словесными инструкциями.
Игры - предположения ("что было бы, если бы. "). Детям дается задание и создается ситуация, требующая понимания следующих шагов. В то же время умственная деятельность детей должна быть реализована, они учатся слушать друг друга.
Игры - головоломки. Они основаны на проверке интеллекта и изобретательности. Решение головоломок развивает умение анализировать, обобщать и формировать на основе умения рассуждать и делать выводы.
Игры-разговоры. Они основаны на общении. Главное-это непосредственность переживаний, заинтересованность и доброжелательность. Такая игра предъявляет требования по активизации эмоциональных и психических процессов. Он развивает способность слушать вопросы и ответы, концентрироваться на содержании, подкреплять сказанное и выносить суждения. Учебный материал для данного вида игр должен быть изложен в максимально возможном объеме, то есть доступен и понятен для пробуждения интереса у детей. Познавательный материал определяется лексической темой и содержанием игры. В игре, в свою очередь, должны соответствовать умственные способности детей.
Игровая задача состоит в том, чтобы определить, какое игровое действие становится задачей самого ребенка. Самое главное, что дидактическая задача в игре сознательно скрывается и преподносится детям как план игры (задание).
Игровое действие является основой игры. Наиболее разнообразны в игре действия, наиболее интересны в самой игре именно для детей и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В отличие от игр, игровые действия различны по своему адресу и по отношению к игрокам. Это, например, может быть ролевое действие, отгадывание головоломок, пространственные преобразования и так далее. Они связаны с планом игры и выходят из него. Игровые действия в порядке реализации игрового плана, но они также включают в себя действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность определяются общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила включают в себя моральные требования к детским отношениям и к выполнению ими норм поведения. Логопедическая игра - это вид игровой деятельности и вид организации взаимодействия между логопедом и ребенком. Это то, что делает его уникальным. Поэтому использование логопедических игр является работой логопеда и способствует развитию речевой активности детей, а также повышению эффективности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие речи в процессе игровой деятельности дошкольников - это попытка воспитать детей радостно, без принуждения.