Людмила Шапкина
Логопедические игры для развития произносительной стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, побудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Четко организованная работа с учетом индивидуальных возможностей ребенка, позволяет повысить желание у ребенка заниматься выполнением разных видов упражнений, которые раньше были им недоступны. Частыми гостями на занятиях могут быть литературные персонажи. Приход игровых персонажей создает игровую и социальную мотивацию. Дети радуются приходу Гнома, Каркуши, Осла Ивановича и другим. Включаясь в игру дети помогают своим героям отобрать картинки, составить рассказ. Важное место в организации занятий имеет предметная среда. Используем принцип динамичности и стабильности, чтобы у детей, приходя на занятия в логопедический кабинет, было желание узнать что-то новое, создать что-то свое. К каждому занятию меняем обстановку: это «Волшебный город», «Лесная поляна», «Космодром», «На прогулке», «У артистки», «В гостях». Представляю несколько авторских игр, которые помогут в работе начинающим логопедам.
Публикация «Логопедические игры для развития произносительной стороны речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
ИГРА-СКАЗКА «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ».
Цели: 1. Активизация словаря;
2. Закрепление умения выделять слова на заданный звук;
3. Формирование ритмических рисунков в серии слогов;
4. Автоматизация звука (Л) в различных позициях;
5. Развитие слогового анализа слов;
6. Согласование числительного с существительным в роде;
Оборудование: полотно «Лесная поляна»
Ход игры.
Дети садятся на поляне, вокруг разбросаны лепестки цветов.
Логопед : - Жила-была «Лесная полянка». Жили на ней дружно насекомые Бабочка- красавица и Божья коровка, гусеница Люся и Лягушка Кваша, цвели на ней волшебные цветы: Цветик-семицветик, Ромашка и Колокольчик. Но однажды злая волшебница Непогода послала на поляну ветер, который разбросал лепестки, растрепал цветы, попрятались от Непогоды насекомые. Выглянуло утром Солнышко, увидело опустевшую поляну и загрустило.
- Давайте расколдуем поляну, поможем вернуться насекомым, расцвести цветочкам, развеселим солнышко.
Прилетела Бабочка-красавица и принесла с собой картинки разные. Нужно отобрать картинки, в словах которых есть звук (Л) в твердой позиции и подарить ромашке, кладя на каждый лепесток картинку и пристегивая ее к пуговицам. Увидел Колокольчик это и просит чтобы и ему подарили картинки. Дети отбирают картинки и кладут на первый цветочек картинки, в словах которых звук (Л) в начальной позиции, на второй цветок- звук по середине, а на третий-в конечной позиции.
- А тут приползла любопытная гусеница Люся и предлагает прошагать по звуковой дорожке слова-картинки.
- А на соседнем болоте живет лягушка Кваша, которая очень любит петь. Она прыгает по кувшинками поет разные песни. Ла-Ла—Ла; ла—ла-ла—ла и др. Дети пропевают вместе с лягушкой.
Вот на шум прилетела Божья коровка, дети помогают пристегивать ее лапки к кнопкам и считают понравившееся слово столько, сколько у нее ножек. (Счет 1-6).
Развеселилась «Лесная полянка», улыбнулось Солнышко, расправило лучики. Дети улыбнулись весело и расплели лучики.
ИГРА НА ПЕСКЕ «НА ЛУНЕ».
ЦЕЛИ: 1. Создание игровой мотивации;
2. Автоматизация звука (Л) в свободной речи;
3. Активизация словаря;
4. Знакомство с буквой Л.
Оборудование: короб с песком, мелкие игрушки.
Ход игры.
Логопед с ребенком около короба с песком, в котором построена космическая станция из лего.
Логопед : - Это космическая колония на луне, это лунная колония. А как ты думаешь как называются жители луны (лунарики). Они очень умные, у них есть свои изобретения, например лазерный излучатель. Этот излучатель добрый, помогает добывать лунарикам полезные ископаемые (логопед показывает «излучатель», они с ребенком его рассматривают).
- Но у лунариков есть и враги-роботы, которые высадились из далекой планеты и пытаются отобрать излучатель. Поэтому лунарики все время строят укрепления, поможешь? (Логопед с ребенком строят из песка рвы в виде буквы Л.
- Тебе не кажется, что окопы похожи на букву ЭЛ? Ты знаешь как пишется эта буква. (Рисуют на песке букву Л).
- А давай поможем лунарикам найти полезные ископаемые, которые зарыты в песке. (Логопед зарывает в песке разные буквы, ребенок ищет букву Л и называет слово со звуком (Л).
- Вот мы и помогли лунарикам. Скажи, а какие новые слова ты сегодня узнал. (Излучатель, лунарики, лунная колония, планета).
- А давай мы посчитаем эти слова до10.
ИГРА У ЗЕРКАЛА «У КАРКУШИ».
Цели: 1. Создание игровой мотивации;
2. Показ точных движений органов артикуляционного аппарата;
3. Отработка артикуляционных упражнений.
ПОСОБИЕ: кукла Каркуша.
Ход игры.
Сегодня мы в гостях у Каркуши, она считает себя красавицей, любит красоваться перед зеркалом:
Я горжусь красой своей
И улыбкой до ушей,
Длинным красным языком
Ребятишкам он знаком.
Я помочь вам буду рада,
Ты смотри и повторяй,
От меня не отставай,
Язычок заставь трудиться-
Ведь ему нельзя лениться.
Будем мы с тобой дружить
И красиво говорить!
Ну что, нравится тебе наша Каркуша?
Как она о себе говорит? Посмотрим, действительно ли она такая хорошая.
Она покажет нам упражнения с язычком.
Выполняют упражнения : «Блинчик», «Завернем блинчик», «Накажем непослушный язычок», «Чашка», «Качели», «Барабанщик».
Тебе понравилось играть с язычком вместе с Каркушей?
В следующий раз она покажет тебе другие упражнения с язычком.
ИГРА НА ПЕСКЕ «СКАЗКА ПРО ЛИСУ-РЫЖУЮ КРАСУ»
ЦЕЛЬ: - уточнение артикуляции звука (Ш);
- автоматизация звука (Ш) в изолированном виде, в слогах, в словах, чистоговорках;
- развитие зрительной координации, соотнесение движений руки с произношением;
- воспитание нравственных качеств.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ :
Ведущий: Жила-была лиса на лесной опушке. И все у нее было хорошо, только не умела она говорить звук (Ш). сидит она, плачет. А тут ползет мимо змейка, вылезла из норки своей, погреть свои бока на солнышке.
- Здравствуй, лиса-рыжая краса, о чем печалишься?
- Как мне не печалиться, как мне не плакать, все умеют в лесу говорить звук (Ш, а я нет.
Рассмеялась змейка.
- не беда, я твоему горю помогу как смогу, но мне нужны помощники.
- А то это?
- Мои друзья. Ребята, подскажите мне, когда мы произносим звук (Ш, губы что делают? (округляют) Язычок вверху или внизу? (вверху0
- Ну вот лиса, делай так:
Язык широкий выше,
Губы округли и звук прошипи.
Лиса: «Ах, какой красивый звук!»
Дети вместе с лисой произносят звук (Ш).
Уползла змейка дальше. Вдруг видит лиса, скачет мимо лягушка Кваша и что-то поет и улыбается.
- Здравствуй, Кваша, ты чему улыбаешься?
- У меня хорошее настроение и я пою песню.
- А меня научишь петь?
- Конечно, повторяй вместе со мной и с помощниками:
Ша-ша-ша—ша-ша, а можно и так шо-шо—шо-шо—шо-шо, можно и по другому шу—шу-шу-шу—шу. Молодцы! У вас хорошо получается, ну я дальше поскакала. Сидит лиса на пеньке. Видит медведь идет, кусты гнет, что-то тяжелое несет.
- Здравствуй, лиса!
- Здравствуй, Мишенька, а что это у тебя?
- Да вот картинки в лесу нашел, а что на них нарисовано – не знаю.
- Так ты их детям покажи, они тебе подскажут.
Логопед показывает предметные картинки, дети называют их.
- Спасибо вам за науку!
Собрал медведь картинки и потопал дальше, только его и видели.
Сидит лиса, думает о чем-то, вдруг слышит, зашумел лес, зашуршали листья, испугалась лиса.
- Ой, я так боюсь ветра, а вы, ребята, боитесь? Если мы произнесем вместе громко чистоговорки, то ветер утихнет, поможете?
Ша-ша-ша – Лена хороша.
Шо-шо-шо – летом хорошо.
Шу-шу-шу – я тебе пишу.
Ши-ши-ши – это малыши.
Ше-ше-ше – ты мне по душе.
Аш-аш-аш – вот и домик наш.
Ош-ош-ош – потеряли нож.
Уш-уш-уш – вот холодный душ.
Иш-иш-иш – почему молчишь?
Еш-еш-еш – яблоки поешь.
- Вот и ветер стих. Спасибо вам, ребята, за помощь. Только настоящая дружба может преодолеть трудности. До свидания, друзья!
Тут и сказке конец, а кто слушал- молодец!
СКАЗКА О ЗМЕЕ ГОРЫНЫЧЕ – ЯШКЕ, КЕШКЕ И АНТОШКЕ.
(пальчиковая сказка).
ЦЕЛИ: - уточнение артикуляции звука (С);
- автоматизация звука (С) в изолированном виде, слогах, чистоговорках;
- тренировка глубокого вдоха и плавного медленного выдоха;
- развитие мелкой моторики пальцев рук, согласование речи с движением.
ОБОРУДОВАНИЕ: куклы пальчикого театра- Змей Горыныч, волк, заяц, тренажер для дыхательных упражнений.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ :
Ведущий. Жил-был в дремучем лесу Змей-Горыныч с тремя головами- Яшкой, Кешкой и Антошкой. Никто с ними не хотел дружить, потому что эти братцы постоянно шипели да огонь из пастей пускали. То лисичке хвостик подпалят, то белочек испугают- так зашипят из кустов, что они стали бояться в лес за грибами бегать.
Вот и остались Яшка, Кешка и Антошка одни в целом лесу, стало им скучно и неинтересно, даже поговорить не с кем, только шипят друг на друга. Вот сидят они на опушке леса, пригорюнились. Вдруг видят, тучка на небе, а на ней бабочки сидят.
Бабочки: Что пригорюнились Яшка, Кешка и Антошка?
З. Г. Не подШкажете ли, бабочки, почему Ш нами никто не хочет дружить?
Б. А вы не пробовали сначала научиться правильно и красиво говорить звук (С, а то вы все время шипите и шипите, всех зверей распугали.
З. Г. А как нам научитьЩа этот звук говорить?
Б. А вы сначала подуйте на нас, а то налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки, трудно стало летать, а дети вам помогут.
В. Ребята, вы поможете братцам Яшке, Кешке и Антошке подуть на бабочек? Тогда встаньте поближе. Сделайте глубокий вдох носом и долгий, медленный выдох ртом на «лопаточку» (3 раза).
Б. Спасибо вам, дети, и вам спасибо Яшка, Кешка и Антошка! Теперь наши крылышки обсохли, и мы можем летать. А научиться звук правильно произносить вам поможет Заяц. Вон он скачет. (Появляется Заяц).
Заяц. Здравствуйте, братцы Яшка, Кешка и Антошка!
З. Г. Здравствуй, Зайчик-попрыгайчик!
И рассказали братья Зайцу про то, что не умеют звук (С) произносить.
З. Кажется, я вашему горю помогу, но мне помощники нужны.
Ведущий. Ребята, подскажите Зайчику, когда мы произносим звук (С, губы что делают? (растягиваются в улыбку). Язык вверху или внизу? (внизу). Струйка воздуха где? (посередине язычка).
Язык широкий – ниже.
Кончик к нижним зубкам – ближе;
Посередине языка – струйка воздуха.
Улыбнись и посвисти,
Звук (С-С-С) произнеси!
З. Г. С-С-С. Ах, какой красивый звук!
З. теперь вы с этим звуком можете играть в игру «Насос». (Логопед показывает картинку «Насос». Дети вместе с логопедом свистят.) Убежал Заяц по своим делам. Вдруг, бежит Волк, чем-то озабоченный.
З. Г. Здравствуй, Волк, куда спешишь и чем озабочен?
Волк. Да вот телеграммы мне пришли, да только прочитать их не могу.
З. Г. А может дети тебе помогут?
Дети по одному «читают» телеграммы: СА, СО, СЫ.
В. Я понял: «На Сову напала Оса, и летят еще Осы» побегу скорее на помощь.
Только его и видели. (Звучит музыка, появляется Оса).
З. Г. Ой, мы так боимся ос, вы ребята, боитесь ос? Если мы будем все вместе громко произносить слова, Оса испугается и улетит.
Са-са-са- вот летит оса;
Сы-сы-сы- не боимся мы осы;
Су-су-су- мы прогоним осу;
СА-са-са – улетай скорей оса.
Ведущий. Испугалась Оса и улетела.
З. Г. Спасибо вам, ребята, за помощь. До свидания, друзья!
Ведущий. Тут и сказке конец, а кто слушал- молодец!