Ирина Бендерская
Логопедическая работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №34»
Работа логопеда с ребенком с ОВЗ дошкольного возраста. Из личного опыта работы.
Учитель – логопед : Бендерская Ирина Николаевна
Логопедическая работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Логопедическая работа с ребенком с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Работа с ребенком с ОВЗ актуальна по той причине, что такие дети встречаются во многих группах, поэтому я хочу рассказать, какая работа проводилась у нас. Девочка поступила в логопедическую группу в 4 года 8 месяцев. В анамнезе девочки значилось: патология в родах – роды срочные; резидуальная энцифалопатия (Это заболевания и патологические состояния, при которых происходит поражение головного мозга. Они обусловлены гибелью нервных клеток в результате нарушения кровоснабжения и кислородной недостаточности); аденоиды. В результате заключение невролога – задержка речевого развития, которая неизбежно влечет за собой задержку психического развития. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У ребёнка было нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. У нее наблюдались повышенная утомляемость и снижение работоспособности. Наряду с общей соматической ослабленностью девочка отставала в развитии двигательной сферы. Это характеризовалось плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявлялись при выполнении движений по словесной инструкции.
Речевые средства общения ребенка были крайне ограничены. Активный словарь состоял из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов. Глагольный словарь был очень ограничен. Определения практически отсутствовали. Были только обозначения цвета. Предметный словарь тоже ограничен. Все инструменты (пила, молоток, топор) она называла одним – молоток. Обобщающие слова отсутствовали. Некоторые обобщающие слова она заменяла глаголами. Одежда – «Надо одевать». Обувь – «На ножки одевать». Она знала многих животных. Их названия она заменяла звукоподражаниями – МУ, ГАВ! МЯУ!
Началась работа по подборке методик и технологий, которые бы способствовали заинтересованности ребенка, раскрытию его потенциала. Был составлен перспективный план индивидуальной работы. Работа по исправлению нарушений была кропотливая, длительная. Мы развивали мелкую моторику. Играли с пальчиками с проговариванием стихотворного текста.
С помощью артикуляционной гимнастики мы развивали мышцы для правильного произнесения звуков. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять каждый день. Поэтому я задавала домашнее задание, которое видно было, что может и не каждый день, но выполнялось. На каждом занятии мы выполняли и игры для развития общей моторики. Очень помогали игры веселой гимнастики Железновой.
Включение здоровьесберегающих технологий помогли добиться положительных результатов в коррекционной работе с девочкой.
Здоровьесберегающие технологии : Дыхательная гимнастика. Мимическая гимнастика. Кинезиологические упражнения. Релаксирующие упражнения. Элементы музыкотерапии. Зрительная гимнастика. Динамические паузы.
Какая коррекция происходит благодаря использования этих технологий?
1. Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле - активизируют нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.
2. Дыхательная гимнастика - стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, хорошо сочетается с физкультурными минутками в виде «Динамических запоминалок».
3. Элементы музыкотерапии. Использование музыки на коррекционно-развивающих занятиях могут способствовать успокоению, либо активизации ребенка.
4. Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
5. Упражнения на релаксацию - снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.
6. Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.
7. Кинезиологические упражнения направлены на активизацию межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга», помогают активизировать различные отделы коры головного мозга.
При выполнении заданий ребенку оказывалась необходимая помощь. Для каждого занятия выбирался оптимальный темп деятельности в зависимости от настроения, состояния здоровья ребенка. Я старалась, чтобы девочка была уверена, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен. Такая система организации занятия позволяла повысить качество обучения.
В результате таких занятий у девочки заметно улучшились познавательные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление. Речь стала разборчивой, но все еще было грубо нарушено звукопроизношение, в построении предложений отсутствовала связь слов. За весь год мы не смогли поставить ни одного звука. Предложения были односложными, нераспространенными.
Таким образом, к концу подготовительной группы ребенок имеет хорошую четкую речь, которая соответствует возрастной норме. Кроме того, у девочки выявили способности к художественной деятельности. На сегодняшний день она посещает изостудию, где ее работы выставлялись на выставку. Она имеет дипломы и сертификаты за участие в конкурсах по изодеятельности. В области развития речи у ребенка отличная динамика. Она успешно принимает участие в театрализованной деятельности. Она справляется с ведущими ролями и очень выразительно читает стихи. Девочка прошла Психолого – медико – педагогическую комиссию. Ей написали, что девочка в специальных условиях обучения не нуждается.