Шигина Наталья Сергеевна
Логопедическая игра «Где это можно купить?»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуализация выбора игры:
Игра – мощнейшая сфера самовыражения. Использование игры в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, закреплению и обогащению приобретённых знаний, запоминанию речевого материала.
Публикация «Логопедическая игра „Где это можно купить?“» размещена в разделах
Логопедическую игру «Где это можно купить?», можно использовать при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи. Также данная игра способствует социализации и адаптации детей в окружающей среде.
Наглядность к логопедической игре можно полностью оформить на стене или же выставлять отдельные панно в зависимости от изучаемой темы. Можно использовать в работе с детьми, начиная со средней возрастной группы.
Цель игры:
1. Накопление, активизация словаря, изучение категорий товаров и закрепление знаний о том, что разные товары продаются в разных отделах;
2. Развитие грамматического строя речи; развитие внимания, зрительного восприятия, элементарных математических представлений (счёт); развитие фонематического слуха, умения определять место звука в слове; развитие связной речи;
3. Активизация познавательных процессов.
4. Развитие социальной активности ребенка, адаптация в окружающей среде.
Цели занятия могут каждый раз варьироваться.
Оборудование: большие картинки с изображением различных отделов супермаркета (продуктового, мебельного, спортивного, обувного и так далее);
предметные картинки по каждой из названных тем, буквы и символы звуков (р, л, с, ш, ч, з, к, ц); фишки для поощрения детей.
Ход игры
Вниманию детей предлагаются серии картинок или панно с изображением различных отделов магазина (отдельно можно использовать также предметные картинки).
- Представьте, что в нашем городе открывается новый большой магазин, который называется…супермаркет. Посмотрите, полки отделов пока пусты. Вот товары. Нужно распределить их по отделам.
После того как все картинки займут свои места, можно в зависимости от цели занятия предложить детям следующие игры:
Звукопроизношение
· На этапе закрепления звуков в словах, логопед предлагает детям правильно назвать слова с заданным звуком (р – груша, сыр, кружка, свитер, виноград, арбуз; ш – шапка, кувшин, шорты, шляпа, шуба);
· На этапе дифференциации звуков проводится игровое задание «Покупки». Детям даётся задание «купить товары», в названии которых есть определённые звуки (Л-Р, С-Ш и т. д.). Выставляются буквы или символы звуков, в зависимости от возраста детей.
Л – вилка, клубника, яблоко, лук, колбаса и т. п.
Р – морковь, виноград, помидор, картофель и т. п.
С – ананас, слива, капуста, сапоги и т. п.
Ш - шапка, шарф, шляпа, груша, порошок, шуба, шар и т. п.
Активный словарь
· Закрепление знаний по темам, классификация.
Игровое задание «Помогаем маме». (Одному ребёнку даётся задание «купить» только овощи, а другому – фрукты).
Игровое задание «Подбери одежду» (Дети подбирают картинки с изображением одежды для каждого времени года. Можно использовать картинки с изображением времён «Календарь природы».)
Игровое задание «Кто больше назовёт?» (Назвать как можно больше изделий из муки, молока)
· Обогащение словаря словами-признаками.
Игровое задание «Какой?». (Сок какой? – вкусный, апельсиновый, холодный; печенье какое? – бисквитное, песочное, ароматное; груша какая? – спелая, мягкая, крупная;)
Грамматический строй речи
· Образование единственного – множественного числа (детям предлагается назвать предметы на полках супермаркета в единственном и множественном числе)
Игровое задание «Один – много» (Яблоко – яблоки, платье – платья, телевизор – телевизоры.)
· Закрепление предложно-падежных конструкций
Игровое задание «Чего нет на полках?» (Родительный падеж ед. и мн. числа)
· Согласование существительных с числительными
Игровое задание «Сколько?» (Дети называют количество «купленных» товаров: «Я купила два лимона и пять апельсинов.»)
· Образование относительных имён прилагательных
Игровое задание «Из чего сделано?» (Стакан – стеклянный, носки – шерстяные, шапка – меховая, сапоги – резиновые, ведёрко – пластмассовое)
Связная речь
· Образование сложных предложений
Игровое задание «Для чего?» (Утюг нужен, чтобы гладить бельё. Магнитофон нужен, чтобы слушать музыку).
Игровое задание «Покажи и сравни» (Показать одинаковую посуду; сравнить, чем отличаются две чашки, две сахарницы)
Эта чашка красная, а эта жёлтая. Эта сахарница большая, а эта маленькая.
· Составление рассказа по цепочке.
В продуктовом отделе я купила сок, потом зашла в овощной отдел и купила яблоки. В отделе «Игрушки» я купила братику мячик и т. д.
Познавательная деятельность
· Игровое задание «Что купили?» (развитие зрительного восприятия). Дети закрывают глаза, с полки убираются 1-2 картинки. Дети должны отгадать, какие.
· Игровое задание «Найди по описанию». Дети должны по описанию логопеда отгадать предмет.
· Игровое задание «Отгадай загадку». Педагог предлагает детям отгадать загадки по темам. За правильный ответ ребёнок получает картинку-отгадку.
Отдел «Продукты»
1. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
2. Нашёл я шар, разбил его,
Увидел серебро и злато. (Яйцо)
3. Маленькое, сдобное
Колесо съедобное,
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем. (Бублики)
4. В воде родится, воды боится. (Соль)
5. Белый камень в воде тает. (Сахар)
6. Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)
7. Чистое небо, да не вода,
Клейкое, да не смола,
Белое, да не снег,
Сладкое, да не мёд,
От рогатого берут,
Малым детям дают. (Молоко)
Отдел «Овощи-фрукты»
1. Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
2. Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
3. Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
4. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
5. Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок. (Репка)
6. Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (Огурец)
7. Вверху зелено.
Внизу красно,
В землю вросло. (Свекла)
8. Круглое, румяное,
Я расту на ветке. (Яблоко)
9. На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива)
10. Жёлтая курица под тыном дуется. (Тыква
11. Сижу на дереве, кругла как шар,
Вкусна как мёд, красна как кровь. (Вишня)
12. Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)
Отдел «Посуда»
1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
2. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
3. Никогда не ест,
А только пьёт.
А как зашумит
Всех приманит. (Самовар)
(по теме «Обувь»)
1. Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом.
А ночью – под кроватью. (Ботинки)
2. Если дождик,
Мы не тужили –
Бойко шлёпаем
По лужам,
Будет солнышко
Сиять –
Нам – под вешалкой
Стоять. (Сапоги)
Отдел «Одежда»
1. Один вход, три выхода. (Рубашка)
2. По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл. (Брюки)
Отдел «Бытовая техника»
1. Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)
2. Живёт в нём вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор)
3. Из угла в угол
Железным плугом. (Утюг)
4. Есть у нас в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ»
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
5. Без языка живёт,
Не пьёт, не ест,
А говорит и поёт. (Радио)
Отдел «Игрушки»
1. Упадёт – поскачет,
Ударишь – не плачет. (Мяч)
2. Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)
3. Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка)
За выполнение каждого игрового задания дети поощряются фишками или жетонами.
Многофункциональность данной игры позволяет использовать её в решении основных задач коррекционной работы.