Светлана Потапова
Логопедические и речевые двигательные игры для развития всех видов моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Научно доказано, что уровень развития моторики влияет на формирование речевых навыков и развитие интеллекта, на степень адаптации ребёнка в социальной среде, на объём расширения его кругозора, а так же определяет его готовность к систематической учебе в школе и влияет, насколько уверенно чувствует себя ребёнок среди своих сверстников.
Публикация «Логопедические и речевые двигательные игры для развития всех видов моторики у детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Что такое моторика? Моторика (от латинского motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Крупная (общая) моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела. Это любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, ползание, лазание, бег, наклоны, ходьба и так далее.
Мелкая (тонкая) моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Это выполнение письменных движений, рисование, завязывание шнурков и. т. д.
Чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.
Моторная недостаточность у детей с речевой патологией к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется в двигательном поведении ребенка. Это характерно, в основном, для детей с временной задержкой речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и некоторыми другими недостатками речевого развития. В большинстве же случаев, что показательно, главным образом, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР и с другими сложными речевыми дефектами, отставание в развитии двигательной сферы наблюдается не только в дошкольном возрасте, но и на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе. Более того, недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы закрепляются и остаются на всю жизнь, о чем свидетельствуют наблюдения за выпускниками речевых школ.
Различные виды моторики задействуют разные группы мышц нашего тела, поэтому недоразвитие у детей двигательных умений мелкой и крупной моторики препятствует нормальному развитию речи, получению знаний, умений и навыков; приводит ребенка к дефициту познавательной активности и к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности. У детей возникают затруднения в передвижении в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, а так же делает проблематичным освоение навыков письма и чтения, а это, в свою очередь, приведет к неуспеваемости ребенка в школе. Поэтому нашей задачей является воспитывать у детей потребность в движении, важно развивать и совершенствовать крупную моторику и параллельно развивать мелкую моторику, так как многие действия требуют координации обоих видов двигательной активности.
Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осмысленной. Есть дети, которые развиваются иначе, чем их сверстники.
У таких детей нарушены все стороны речи, поэтому эти дети находятся на более низком, чем их сверстники уровне психомоторного и речевого уровня. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Музыкально- двигательные упражнения способствуют развитию у детей речи, тонкой и общей моторики.
Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, ещё в начале прошлого века стало формироваться направление - логопедическая ритмика.
Что такое логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением речевого материала (фразы, слоги, слова, звуки).
При этом дети учатся координировать речь с движением, интонировать, петь хором, правильно дышать, подчиняться определённому темпу и ритму. У детей формируются и навыки самоконтроля.
Логопедические упражнения, пальчиковая гимнастика и подвижные игры –признаны помочь в коррекционной работе дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. Основной её принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением.
Коротенькие тексты песенок вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.
Музыкальные игровые упражнения направлены на выработку умения управ-лять мышечным напряжением и расслаблением рук, ног, шеи, спины.
Нередко тяжёлым нарушениям речи сопутствует недоразвитие ритмического слуха, дети не слышат элементарной пульсации в такте. Поэтому формирование чувства ритма у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач.
Основным принципом построения моих занятий является тесная связь слова, движения и музыки.
Занятия проходят в импровизационно-игровой форме. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала, музыкальный ритм используется как организующий момент, что очень важно для детей, имеющих проблемы речевого развития.
Одной из особенностей логоритмических занятий также является стремление нормализовать мышечный тонус ребёнка. Нарушение мышечного тонуса может быть одной из причин позднего проявления речи, поэтому в нашем дошкольном учреждении, работа над данной проблемой ведётся в тесной связи с физ. инструктором, логопедом и муз. руководителем.
Музыкально-двигательные игры помогают ребенку корригировать общую моторику. Это благотворно влияет на появление экспрессивной речи.
В своей работе часто использую материал, тесно связанный с деятельно-стью логопеда, который является своеобразным дополнением к его работе по коррекции речи. Но он может использоваться и самостоятельно с применением довольно широкого спектра попевок, упражнений и игр с движением. Эти игры и упражнения помогают не только исправлять речь и движения детей, но и оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости в творческой активности.