Шишкина Наталья Александровна
Литературный досуг по произведению В. Катаева «Цветик-семицветик» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний детей о сказке В. Катаева «Цветик - семицветик», понимание нравственного смысла сказки, мотивированной оценки поступков и характера главной героини.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о сказке В. П. Катаева «Цветик- семицветик», о ее жанровых особенностях;
- расширить и закрепить знания детей о понимании нравственного смысла сказки, оценки поступков и характера главной героини;
- закрепить знания детей о положительных и отрицательных героев сказок.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей;
Публикация «Литературный досуг по произведению В, Катаева „Цветик-семицветик“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Катаев В. П.
- Литературные сценарии
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
- развивать мышление, воображение, творчество, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения, умение выполнять различные игровые задания;
- развивать умение различать основные жанры литературных произведений.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений;
- воспитывать умение сопереживать, желание прийти на помощь, слушать друг друга.
Предварительная работа:
знакомство с творчеством В. П. Катаева, чтение сказки «Цветик – семицветик», чтение русских народных и авторских сказок, чтение рассказов, заучивание стихотворения «Доброта», беседа «Что такое доброта».
Демонстрационный материал и оборудование: иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик», картинки с изображением портрета В. П Катаева и его произведений, картинки «Правила доброты» и «Положительные и отрицательные герои сказок, модель волшебного цветка, музыкальный центр, аудиозаписи детских песен, карточки для игры «Добрый и злой», «волшебный» сундучок с «волшебными» предметами, «волшебная» книга.
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы приготовили вам сюрприз! Хотите узнать какой? Тогда отгадайте загадку: отгадывают загадку
Разукрашиваем летом
Клумбы, парки, цветники
Мы своим красивым цветом,
А зовемся, мы (Цветы).
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку.
Воспитатель: Ну, тогда смотрите! снимаем накидку с цветка (включается волшебная музыка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появился необычный цветок.
Воспитатель: Вы узнали этот цветок?
Дети: это цветик - семицветик
Воспитатель: Нам его подарила Волшебница, как вы думаете для чего?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Что же необычного в этом цветке?
Дети: Он исполняет желания
Воспитатель: Скажите, а из какой он сказки?
Дети: «Цветик – семицветик»
Воспитатель: Кто написал эту сказку?
Дети: Валентин Павлович Катаев.
Воспитатель: Сколько лепестков у этого волшебного цветка?
Воспитатель: Ребята, ну надо же! Цветок где- то потерял один свой лепесток. Волшебства не будет, пока не найдется седьмой лепесток. Нам необходимо его найти!
Воспитатель: Но для этого нам нужно попасть в сказку и выполнить задания. Вы готовы? Тогда закройте глаза и все вместе скажем волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять
В гостях у сказки мы опять.
Воспитатель: Открываем глаза. Вот мы и в сказке.
1. «Расскажи сказку»
Воспитатель: Рассмотрите иллюстрации к сказке. Ребята, кто главный герой сказки?
Дети: Девочка Женя
Воспитатель: Что случилось с Женей, и как у нее появился волшебный цветок?
Дети: мама отправила Женя в магазин за баранками, купил их она пошла домой, по дороге она задумалась, и собака съела ее баранки, девочка побежала за собакой и заблудилась, напугалась и заплакала. Ей на встречу попалась старушка, которая подарила ей цветок.
Воспитатель: Для чего ей подарила добрая бабушка – волшебница этот цветок?
Дети: бабушка помогла девочке не деньгами на баранки, а цветком, который исполняет желания.
Воспитатель: Сколько желаний она загадала?
Дети: 7 желаний
Воспитатель: Какие желания она загадала?
Дети: вернула баранки, собрала разбитую вазу, отправилась на Северный полюс, вернулась домой, забрала все игрушки себе, вернула игрушки в магазин, вылечила мальчика.
Воспитатель: Какие из желаний, вам показались ненужными, пустяковыми?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Почему вы так решили?
Воспитатель: Какие желания показались важными? Объясните почему вы так думаете.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Что вы можете сказать о Жене? Какая она по характеру?
Дети: Добрая, чуткая, рассеянная, невнимательная
Воспитатель: Ребята, похожа ли эта сказка на рассказ? Если да, то чем?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Но почему мы говорим, что это сказка? Что сказочного в этой истории?
Дети: Исцеление больного мальчика Вити, Волшебница, волшебный цветок,
приключения, чудеса.
Воспитатель: С первым заданием справились. Молодцы!
2. «Правила доброты»
Воспитатель: Что такое доброта?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Что значит быть добрым?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Какие правила доброты вы знаете? (По картинке)
Доброта- это отзывчивость, сочувствие, сопереживание, внимание к людям,
все положительное, хорошее, полезное.
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, что такое быть добрым.
3. Игра «Добрый и злой» Волшебная книга.
Воспитатель: Ребята, во всех сказках есть положительные, добрые герои и отрицательные, злые. Назовите черты характера добрых и злых героев сказки. (По картинке).
«Добрую сказку в душе береги
С добрых героев пример ты бери»
Воспитатель: Назовите добрых героев сказок и злых. (Картинки перепутались)
Воспитатель: Ребята, нам пора отдохнуть. Представьте себя героями из разных сказок.
Физкультминутка «Сказочные превращения»
К сказке в гости мы пришли (шагаем на месте)
Сундучок с замком нашли (разводим руки в стороны)
Справа заглянули (наклон вправо)
Слева заглянули (наклон влево)
И присели, и привстали, (сели, встали)
И зайчонком поскакали. (прыжки на месте)
Ручки наши разомнем, («замочек» раскрываем)
И замочком отопрем. («замочек» закрываем)
4. «Волшебный сундучок»
Воспитатель: Посмотрите! Какой-то Волшебный сундучок!
Воспитатель: Ребята, в каждой сказке есть волшебные предметы, которые помогают сказочным героям.
Воспитатель: Давайте посмотрим, может, быть здесь мы найдем наш лепесток.
(Воспитатель достает по одному волшебному предмету и показывает детям. (Дети должны называть предметы, и рассказать из какой они сказки)
Дети: Волшебная палочка. золотой ключик, корзинка, яблоко, гор. меда, лепесток.
(Воспитатель находит лепесток)
Воспитатель: Мы справились со всеми заданиями и нашли лепесток. Теперь наш Цветик –семицветик стал опять волшебным.
5. «Загадай желание»
Воспитатель: Ребята, представьте себя на месте Жени и загадайте одно, но полезное и доброе желание.
Воспитатель: Загадывать желания вы будете по очереди, передавая лепесток друг другу. Начнем мы все вместе и скажем волшебные слова из сказки
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели…
(Дети загадывают желания по очереди передавая цветок)
Воспитатель: Можно мне тоже загадать желание?
Воспитатель: Я хочу, чтобы дети в нашей группе были самыми добрыми, самыми дружными, умными, честными, заботливыми, самыми любящими и самыми любимыми.
Воспитатель: Как вы думаете исполняться наши желания?
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять
Вот и в группе мы опять»
Рефлексия:
Воспитатель: Обязательно ли и иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?
Дети: Нет, достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту.
Воспитатель: Вам понравилось путешествие в сказку?
Воспитатель: Ребята, что было самым интересным?
Воспитатель: Чему нас научило это путешествие?
Воспитатель: А как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями?
Дети: Потому что мы очень дружные, помогаем друг другу.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Спасибо вам за вашу работу и старание!