ШАМХАЛОВА АНЖЕЛИКА
Сценарий литературной викторины «Сказок Пушкина прекрасное творенье»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
социально – личностного направления развития воспитанников
№ 19 «Ивушка» города Буденновска Буденновского района.
.
Конспект литературного развлечения
Викторина
«Сказок Пушкина прекрасное творенье…»
Публикация «Сценарий литературной викторины „Сказок Пушкина прекрасное творенье“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Пушкин А.С. Викторины, интеллектуальные игры
- Пушкин А.С. Сценарии разлечений по сказкам Пушкина
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2024
Воспитатель: Шамхалова А. В.
г. Буденновск, 2023 г.
Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
-проверить знание у детей сказок и стихов А. С. Пушкина;
- расширить кругозор воспитанников.
Развивающие:
-развивать внимание, память, речь и мышление;
-развивать навыки работы в команде и групповой сплоченности.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе, а также коммуникабельность.
Предварительная работа: беседы, чтение, рисование и просмотр мультфильмов по произведениям А. С. Пушкина, заучивание стихов и драматизация отрывков из произведений.
Оборудование: мультимедиа, библиотека произведений А. С. Пушкина, иллюстрации по сказкам, «Чёрный ящик» с предметами, эмблемы команд, колокольчики, шапочки «петушков» и ориентиры к подвижным играм.
Персонаж: Кощей.
Ход викторины.
Ведущий: (Слайд №1) –«Сказок Пушкина прекрасное творенье»
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир произведений великого русского поэта- А. С. Пушкина (слайд №2 - показ портрета). А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве, а не стало его 10 февраля 1837 г. Сегодня наше мероприятие посвящено Дню памяти этого поэта. Воспитывала Пушкина няня Арина Родионовна. (слайд №3) Она смотрела за ним, баюкала, кормила, часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Арина Родионовна была искусной сказочницей и рассказчицей. Он очень любил её слушания. Сказки оказали глубокое впечатление на Сашу и отразились в его дальнейшем творчестве.
В период своего творчества он написал 7 сказок (слайд №4) и много стихотворений, а также посвятил стихи своей няне. Какие сказки он написал, вы помните? (ответы детей) (слайд №5)
Много в своём творчестве Пушкин посвящал поэзии, а именно: красоте русской природы. Особенно он любил прекраснейшее время года - осень. Осень….! Сколько поэтов писало об этом времени года! И, конечно, А. С. Пушкин тоже написал о ней стихи.
Ведущий: А сейчас минутка поэзии. (слайд №6)
Дети читают стихи (фоном звучит музыка) 4 группа, Ломов Данил
«Уж небо осенью дышало…»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
«Унылая пора! Очей очарованье!», 4 группа, Хаустова Лира (слайд № 7)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ведущий: Ребята, Вам понравились стихи об осени? (Высказывания детей.)
А как вы думаете, о каком времени года было им написано еще много стихов? (Высказывания детей.) Правильно, о зиме. (слайд №8)
Я приглашаю для чтения стихотворения «Зимняя дорога»… (слайд №9)
Сквозь волнистые туманы 9 группа, Мирошниченко Таисия
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Отрывок из стихотворения «Зимнее утро» 10 группа, Мартынович Полина, 8 группа, Акаева Альбина (слайд №10)
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» «Вот север тучи нагоняя.» 10 группа, Акимова Аня (слайд №11)
Вот север тучи нагоняя.
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками.
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами.
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою.
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы.
Проказам матушки зимы.
А сейчас я предлагаю вам послушать одно из стихотворений, которое Пушкин посвятил своей любимой, дорогой няне и подруге, он так её называл, Арине Родионовне. Стихотворение «Зимний вечер».
«Зимний вечер» 8 группа, Федунова Есения (слайд № 12)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Ведущий: Молодцы, ребята. Спасибо вам. Прекрасные стихи! Минутка поэзии окончена. (слайд №13)
Звучит сказочная музыка.
Ведущий: Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться в волшебной стране.
Много сказок он сочинил,
В Лукоморье путь открыл.
В страну, где с чудесами,
Встречаемся мы с вами.
Ну а какая же сказка без волшебства? А хотите, мы с вами сделаем немного волшебства?
Я предлагаю вам послушать стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый…», и тогда волшебство обязательно случится.
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») 9 группа, Мусаев Мурад (слайд № 14)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
(Видео-слайд №15 - продолжение стихотворения)
Ведущий: Ну что, ребята, я думаю, сейчас обязательно случится какое-нибудь волшебство.
Играет музыка, входит Кощей.
Кощей: Вот это да! Что же это такое? Однако…., куда же я попал? Вот что значит путешествовать по разным сказкам. Да никак в сказочную страну!
Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок! Да какие чистенькие, да какие нарядные! Чуяло, чуяло мое сердце, что здесь большой праздник ожидается! А где праздник, там и приключения! Прошел слух в нашей сказочной стране, что очень уж хорошо дети знают сказки Пушкина. Знаете сказки, а.? Вот я и хочу проверить, правда ли это.
Ведущий: А давай Кощей проведём игру- викторину. В игре будут участвовать две команды. Команда Лукоморье» и команда «Богатыри».
Кощей: Приглашаем девчонок и мальчишек в путешествие по сказкам Пушкина. Если вы ответите на все мои вопросы, то вы получите сюрприз. (слайд №16)
(Слайд № 17) Дуб с листочками.
Кощей: А вопросы у меня спрятаны в этом дубе. На нём листочки не простые, а волшебные. Я прямо отсюда слышу, как листья шелестят, будто что-то шепчут… Прислушивается.
Ведущий: Уважаемый, Кощей, давай участникам объясним правила викторины. (ведущий и Кощей объясняют правила)
Итак, викторина начинается!
Лист№ 1. Из какой сказки этот отрывок?
Ведущий: Кощей, выбери, пожалуйста, считалкой, кто первый будет отвечать в этом задании.
Задание 1команде. 7 группа Грудьев Денис
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее»…
Дети отгадывают, на экране появляется картинка из сказки. (отрывок - «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Задание 2 команде. 7 группа Гладких Михаил
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Отрывок - «Сказка о царе Салтане.»
Кто быстрей ответит. 7 группа. Сивоволова Катя
Раз он в море закинул невод
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод.
Пришёл невод с травою морскою.
В третий раз закинул невод.
Пришёл невод с одною рыбкой…
Отрывок - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Лист№ 2: Кто из героев сказок Пушкина сказал? (слайд № 18)
1)«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь». (Золотая рыбка)
2) «Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе… (Елисей)
3)«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей…». (Старик)
4)«Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни та нас на сушу!». (Гвидон)
5)«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовой дворянкой». (Старуха)
6)«Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!» (Петушок)
Лист №3. Подвижная пауза «Зеркало» : взрослый показывает движения, а другие дети как зеркало повторяют за ним. (слайд № 19)
Ведущий: Ну, что, Кощей! Справляются наши дети с заданиями? …Вот ты, Кощей, вроде бы и умный, и хитрый, а не догадываешься, что нужно ещё задания какие-нибудь им дать. Да сложнее.
Кощей: Ну, вижу, вижу, что умные! Но это легкое задание было, я задам вам сейчас сложнее.
Лист №4. «Черный ящик» (слайд № 20) (ребёнок вносит «черный ящик»)
Кощей: Внести «Черный ящик»!
Ведущий: Командам предстоит угадать по описанию предмет из «Чёрного ящика», и сказать, из какой он сказки.
Вопрос: В ящике лежит предмет, с помощью которого злая царица - мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет и какая сказка?
( Ответ: Яблоко, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
Вопрос: В ящике лежит предмет- живой, который исполнял желания деда по заказу сварливой бабки.
Вопрос: В ящике лежит игрушка животного, которое пело эту песенку «Во саду ли, в огороде? (Песня звучит в аудиозаписи.)
( Ответ: Белка, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
Вопрос: В ящике лежит предмет, который получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица, и в который она смотрелась, а он ей говорил человеческим голосом. Что это? Из какой сказки?
( Ответ: Зеркало, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
Лист №5. Найти из предложенных портретов портрет А. С. Пушкина. (Слайд № 21)
Под каким номером портрет А. С. Пушкина. Игра на скорость (слайд №22)
Лист №6. Игра со зрителями «Доскажи словечко» (слайд № 23) 1. Жил старик со своею старухой
У самого синего (моря)
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому ….(зверюшку)
3. И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи (кругом)
4. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)
5. Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник)
6. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)
7. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)
8. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)
Лист №7. Игра -эстафета «Золотой петушок». (слайд № 24) Прыжки на одной ноге, другую поддерживать, на голове шапочка петуха, затем передавать следующему участнику.
Лист №8. «Блиц-игра». В этой игре нужно очень быстро отвечать на вопрос. (слайд № 25)
-Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина? (Балда)
-Злая, вредная бабка, мечтавшая стать владычецей морскою? (Старуха)
-Назовите сказку с самым длинным названием (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
-Кличка собаки из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». (Соколко).
- Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)
-Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». (Елисей).
- Кто верный сторож царя Дадона? (Золотой петушок)
-В кого превращала царевна лебедь князя Гвидона? (В муху, комара, шмеля)
-Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха? (Тридцать три года)
-Кто подарил царю Дадону золотого петушка.? (Звездочет)
-Кем хотела стать старуха? (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
- Кто чах над златом? (Кощей)
Лист №9. Домашнее задание «Угадай сказку по иллюстрации» (слайд № 26)
Ведущий: Вот и закончилась наша викторина, сколько замечательных стихов, сказок мы вспомнили сегодня, которые были написаны А. С. Пушкиным. Пришло время подведение итогов.
Кощей: Какие вы молодцы, ребята. Столько знаете по произведениям Пушкина. От меня вам сладкий сюрприз.
Чествование победителей. Угощение от Кощея. (сладкие орешки) Ведущий: Надеюсь, вы будете часто читать и вспоминать произведения такого замечательного русского поэта, как А. С. Пушкин. (слайд № 27)
До новых встреч!