Ирина Климина
Личностные трудности, влияющие на характер ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Личностные трудности, влияющие на характер ребенка
Способность к общению не является врожденным, а формируется в процессе приобретения жизненного опыта. В формировании представлений о себе и своих возможностях играет взрослый. Однако недостаточно контактировать ребенку только с взрослым, взаимодействие со сверстниками и другими детьми составляют важную сферу контактов ребенка, в результате чего формируется его представление о себе и собственных возможностях.
Неумение организовывать общение с другими детьми, способствует появлению замкнутости или чувства отверженности.
Публикация «Личностные трудности, влияющие на характер ребенка» размещена в разделах
Педагоги и родители помогают освоить новые взаимоотношения, адаптироваться, приобрести новых друзей в условиях детского сада.
Нельзя забывать, что некоторые трудности в поведении детей носят временный характер, кризисы развития 1 года, 3 лет, 7 лет. Эти периоды свидетельствуют о развитии личностного и психического процесса.
Известный отечественный психолог М. И. Лисина, описывал что дети в первые год-полтора, когда ему требуется помощь в предметных действиях, предпочитает действовать по подражанию взрослому. В это время он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих действий. Важно в это время не ограничивать появившуюся самостоятельность ребенка, и его инициативу., так как для него важно приобрести собственный опыт.
В младшем и среднем возрасте от 3 до 5 лет в основе лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это связано с тем что ребенок отходит от простого манипулирования и расширяет границы своего кругозора, переоценка своих возможностей. Положительные взаимоотношения с родителями помогают легко вступать в контакт с окружающими. Авторитетные родители способствуют формированию у ребенка притязания на признание.
К концу дошкольного возраста от 5 до 7 лет у детей возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Ребенок обращает внимание на те взаимоотношения, которые существуют в его семье. Общение базируется на личностных мотивах и протекает на фоне разнообразной деятельности. Теперь ребенок самостоятелен в познании себя и других людей, стремится достичь взаимопонимания и сопереживания. Это свидетельствует внутренняя готовность ребенка разобраться как думает и чувствует другой человек. Именно эти дети задают уточняющие вопросы, интересуются, что думает взрослый, сопоставляет мнение взрослого со своим. В это время дети старшего дошкольного возраста осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, долг и ответственность. Сравнивая свое отношение к поступкам других с оценками взрослых, ребенок постигает основы социального поведения, проверяет правильность своих взглядов. Доверие и искренность – вот основа отношений взрослого и ребенка.
К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности – учебной. У ребенка формируется отношению к взрослому как к учителю, и о себе как об ученике. Психологическая готовность ребенка к обучению – эта сумма его достижений за предшествующие периоды психического созревания.
Однако нарушения могут проявиться в следующем:
Неспособность сопереживать при прослушивании сказок, просмотров мультфильмов.
Неумение регулировать свои эмоции и поведение.
Проявление отрицательных эмоций и страхов.
Далее рассмотрим нарушения, которые вызывают трудности в общении у дошкольников, и способы их коррекции.
Агрессивное поведение ребенка как самозащитное поведение направленное на достижение цели, враждебная агрессия которая проявляется в форме драк, разрушительных действий, либо ругани, дразнилок, оскорблений.
Причинами являются неуверенность в себе, боязнь быть обиженным, протест против ограничений и др.
Общая тактика с агрессивными детьми состоит в том, что научить ребенка выражать свое неудовольствие в приемлемых формах.
Основные направления содержания коррекционной работы:
1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживания чрезмерного неудовольствия
2. Удовлетворение потребности в активности самостоятельности исследовательской и познавательной деятельности
3. Конструктивное определение пределов разрешенного
4. Обучение ребенка приемлемыми выражению враждебности
5. Участие в его переживаниях
6. Гармонизация отношений родителей и детей
Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего его социума и приспосабливается жить в одиночестве. Причиной замкнутости могут быть, недостаточное эмоциональное общение и игнорирование в семье, маленький опыт общения, неумение обратиться к людям, получивший стресс. Потребность в общении подавляется. У такого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм, занятиям, послушен. Может грызть ногти, раскачиваться, дергать себя за волосы. Идя с таким ребенком на контакт, может расценить это как вторжение в его личный мир, он будто не нуждается в добром слове.
Первостепенной задачей взрослого, установить доверительные отношения. Хотя это не просто, необходимо совместное действие, способное заинтересовать ребенка, учитывая его интересы. Это освободит ребенка от скованности и увлечет его. Стараться достичь удовольствие ребенка от совместной деятельности, усиливая эмоции выражением собственной радости, показать насколько эффективно играть с другими детьми. Тогда закрепится у ребенка потребность в общении с окружающими.
У гиперактивных детей наблюдается двигательная расторможенность, неустойчивость внимания, повышенная утомляемость, им трудно сосредоточиться, для них значимо «Я хочу». Эти дети не могут регулировать свое поведение и выполнять правила. В основе такого синдрома – микроорганическое поражение головного мозга, возникшее в результате осложненных родов, физические и психические травмы. Коррекционная работа с такими детьми эффективна при совместном взаимодействии психоневролога. Учитывая особенности нервной системы, давать ребенку задание надо поэтапно, инструкции должны быть простыми и краткими, чередовать активность и деятельность. Например, послушать, пересказать, рассмотреть картинку, нарисовать, поиграть. Такое чередование поможет ребенку получить опыт, поддержать его интерес. Для игры с правилами, взрослый выступает организатором и участником. В роли организатора следит за соблюдением правил, оценивает, как участник показывает правильные действия и вызывает интерес к игре. Правила надо выделять постепенно, в ходе игры, опираясь на опыт ребенка. Очень полезно обсуждать действия с ребёнком, такая рефлексия позволяет ребенку самому контролировать свои действия
Неадекватная самооценка ребенка может стать началом серьезных трудностей при общении с окружающими. Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих возможностей и способностей. Таким образом у ребенка складывается представление о себе, на основе чего строит свои отношения с окружающими. Самооценка ребенка может быть либо завышенной, либо очень низкой. Для детей дошкольного возраста характерна недифференцированная завышенная самооценка., к 7 годам он ограничивает отношение к себе от оценки своих поступков. Завышенная самооценка может быть следствием воспитания, по типу кумира, вседозволенности. В таких случаях ребенок стремится быть лучше всех. При работе с такими детьми помочь п налаживать отношения с другими детьми, формировать уважительное отношения, сопереживание, принятие. Дать ребенку понять, что каждый ребенок особенный и сравнивать детей нужно только с самим собой. Использовать ролевые игры, в которых ребенок увидеть свое поведение, расширять поведенческий репертуар путем моделирования ситуаций.
Дети с заниженной самооценкой неуверенны, обидчивы, ранимы, неохотно вступают в контакт. Корректировать таких детей надо воспитательными воздействиями – подчеркиванием успехов его достижений, выражать уверенность в его возможностям, поощрять инициативу, формировать адекватное отношение к успехам и неудачам. Давать ощущение, что его любят всегда, даже если у него что-то не получается. Создавать условия успешности ребенка во время игр, улучшать отношения внутри детской группы, тем самым повышая уверенность ребенка в самом себе.
Важно помнить, что дети не имеющие навыков конструктивного общения, с низким уровнем коммуникативных навыков и социальных умений можно помочь, выстраивая специально организованной работы с детьми дифференцированно.