Лариса Карпова
Личностно — ориентированный подход в работе воспитателя
▼ Скачать
Личностно-ориентированное взаимодействие — принятие и поддержка индивидуальности, интересов, потребностей ребенка, развитие творческих способностей, самостоятельности, забота об эмоциональном благополучии.
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный выбор. Основой любой технологии ЛОВ является — понимание и взаимопонимание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова технологии ЛОВ. Поддержка основывается на трех принципах: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, прожить в ребенке свое детство. В настоящее время существуют различные личностно-ориентированные технологии, такие как:
Публикация «Личностно — ориентированный подход в работе воспитателя» размещена в разделах
– «Гуманно-личностная технология»
– «Педагогика сотрудничества»
– «Целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности»
- «Проектной деятельности»
– «Руководства самостоятельной деятельностью детей» и др.
Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе. Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать воспитателю президентского кадетского училища в своей повседневной работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый кадет чувствует себя личностью, ощущает внимание воспитателя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить.
Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны. И личностно- ориентированное воспитание способствует успешному обучению, служит профилактикой стрессовых психических состояний у ребёнка в процессе обучения. Каждый кадет должен в чём-то самоутвердиться. На первых порах важно оценивать успехи кадета не в сравнении с успехами других, а оценивать достигнутые им результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчёркивая его развитие и продвижение. Для большинства детей успех — сильный стимул к дальнейшему совершенствованию. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству. В начале каждого учебного года перед педагогическим коллективом стоят задачи по дальнейшей адаптации кадет к условиям жизни и обучения в кадетском училище, формированию и укреплению классного коллектива, раскрытию талантов кадет, выработке единой системы обоснованных, последовательных требований, совершенствованию норм взаимоотношений между одноклассниками и воспитателями.
В своей работе я пользуюсь методом, а точнее игрой для детей 3-4 лет «Цветные ладошки». Цель игры состоит в развитии наблюдательности, учит детей действовать по сигналу воспитателя.
Задачи игры состоят в закреплении знаний основных цветов. Развивает быстроту реакции и координацию движений. Повышает положительный настрой и укрепляет психоэмоциональное здоровье. Воспитывает стремление детей контролировать свои действия.
атрибуты игры изготавливаются из картона разного цвета. Это три силуэта ладони: красный, желтый, зеленый. (Для усложнения можно сделать и ладошки других цветов.) Это сигналы. Воспитатель показывает детям разноцветные ладошки и рассказывает, что это сигналы. Когда он поднимет зеленую ладонь, можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь означает, что можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал красной ладони дети должны замереть на месте, молчать и не шевелиться.
Для усложнения можно добавить другие цвета и задания. Например, попрыгать на одной ножке, или присесть на месте. Вариантов может быть множество. Заканчивать игру следует красной ладонью.
Х