Получи документы

Личностно-ориентированный подход в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по физическому воспитанию

Юлия Филимонова
Личностно-ориентированный подход в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по физическому воспитанию

Филимонова Юлия Борисовна инструктор ФИЗО СОГБОУ "Прогимназия "Полянка" г. Смоленск

Личностно-ориентированный подход в ДОУ на занятиях по физическому воспитанию

Личностно-ориентированный подход — это такой подход, где во

главу угла ставится личность дошкольника, ее самобытность, самоценность,

субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с

содержанием образования. (Якиманская И. С.)

С позиции личностного подхода - личность должна стать в собственном

Публикация «Личностно-ориентированный подход в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по физическому воспитанию» размещена в разделах

смысле слова содержанием воспитания. Конечная цель обучения и

воспитания — развитие личностных качеств, личностной сферы

воспитанника.

Личностно-ориентированное образование смещает основные акценты

воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка. В этом аспекте

воспитание понимается как процесс формирования ценностно-ориентиро-ванных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоз-зрения. В процессе воспитания здорового образа жизни у детей развивается устойчивое и, вместе с тем, осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенс-твованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей.

Таким образом, целью моей работы является: рассмотреть влияние

особенностей личностно–ориентированного подхода на формирование

технологии здоровьесберегающей образовательной среды в организации

занятия по физической культуре.

Для достижения поставленной нами цели необходимо:

- определить задачи личностно-ориентированного воспитания в

физической культуре;

- раскрыть сущность личностно – ориентированного обучения;

- выявить основные требования к личностно – ориентированному

занятию физической культурой;

- рассмотреть примеры организации личностно – ориентированных

занятий физической культурой.

Задачи личностно-ориентированного воспитания в физической культуре:

- формирование знаний по физической культуре (образовательная

деятельность);

- формирование здорового образа жизни (оздоровительная

деятельность)

- формирование умений, двигательной подготовленности

(развивающая деятельность);

- формирование культурологических стремлений и социально

значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Сущность технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в образовательном процессе.

Под личностно-ориентированным физкультурным образованием

понимается целенаправленное физическое формирование человека

посредством развития его индивидуальных способностей. Содержание

личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических

технологий дифференцированного обучения двигательным действиям,

развитие физических качеств, формирование знаний и умений, которые

обеспечивают достижения физического совершенства.

На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по

оздоровлению учащихся поможет переход от авторитарных, групповых

подходов в физическом воспитании дошкольников к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях.

Задача инструкторов ФИЗО заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, сознательно относиться к выполнению тех или иных физических

упражнений, способствовать сохранению и укреплению здоровья,

т. е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и

воспитании. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая

деятельность человека: сможет ли он самостоятельно заниматься спортом,

приживутся ли в его семейном круге занятия физкультурой.

Для инструктора очень важно правильно организовать занятие

физической культуры, т. к. оно является основной формой педагогического

процесса.

Основные требования к личностно – ориентированному подходу на занятиях по физической культуре.

При планировании и проведении занятия необходимо опираться на

основные современные требования к занятию физической культуре с

комплексом здоровьесберегающих технологий:

- рациональная плотность урока;

- включение в занятие вопросов, связанных со здоровьем детей,;

- оптимальное сочетание различных видов деятельности;

- выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников;

- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности

воспитанников;

- осуществление индивидуального подхода к детям с учетом личностных возможностей;

- создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

Современное занятие физической культурой и повышение его

эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-

ориентированного обучения. Важнейшее требование к занятию физической

культурой - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к воспитанникам с учётом состояния здоровья, пола, физического развития,

двигательной подготовленности, особенностей развития психических

свойств. Приступая к работе в сентябре выявляется уровень

физической подготовленности с помощью тестов и состояние здоровья

дошкольников (по данным медицинских карт).

Для определения нагрузки на занятии используются различные

подходы и методы: визуальное наблюдение за внешним видом детей, за манерой их поведения на занятии, которые дают представление о

степени нагрузки – учащенное дыхание, изменение цвета кожных покровов,

интенсивность потоотделения, эмоциональное состояние, качество техники

физических упражнений, осанка, поведение и т. д. Используется метод

пульсометрии – определение частоты сердечных сокращений, который

помогает оперативно судить о соответствии предлагаемых заданий

возрастным особенностям воспитанников, уровню их физического развития и

подготовленности.

Пример организации личностно – ориентированных занятий физической культурой.

Занятие проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня подготовленности детей, с целью более качественного выполнения упражнения. Что позволяет создать условия для эмоционального благополучия, учесть возможности каждого воспитанника.

Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных

условиях или изменяющихся усложнённых условиях

(в зависимости от вида упражнений, а также для них увеличивается число повторений и количество пробегаемых кругов. Менее подготовленные работают в стандартных условиях, остальные в облегчённых.

Дифференцированное развитие двигательных качеств в группах разной

подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и

различных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется

разная, в результате чего уровень физической подготовленности

воспитанников существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем.

В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий,

у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления. На занятиях

применяются стандартное оборудование и мелкий инвентарь

(гимнастические палки, скакалки, обручи и др., проводятся занятия с музыкальным сопровождением, включаются элементы ритмики, дыхательные упражнения.

Это позволяет увеличить моторную плотность занятий и сделать их более

интересными.

В практике физкультурно-оздоровительной работы широко

применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать

не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения.

В игре и через игровое общение у дошкольников проявляется

и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир,

адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от

сознания человека работают различные группы мышц, что так же

благотворно влияет на здоровье.

Обязателен контроль физической нагрузки каждого ребенка по частоте

сердечных сокращений перед началом занятия и после нагрузок различного

характера.

Особое внимание на занятии уделяется детям с избыточным весом

и физически слабым, которые не желают заниматься из-за своей

неловкости. Для них снижается нагрузка, уменьшается время выполнения

заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения;

даются более простые подводящие и подготовительные упражнения,

разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

Обязательно проводится индивидуальная работа с детьми, у

которых не получается выполнение того или иного двигательного действия.

Индивидуальная работа на разных этапах занятия способствует сохранению физического, нравственного и социального

здоровья обучающихся.

Этот метод работы осуществляется только при наличии воспитателя.

Оценка физической и технической подготовленности обучающихся.

При оценке физической подготовленности ребенка учитываются как

максимальный результат, так и прирост их результата. Причем

индивидуальные достижения (т. е. прирост результатов) имеют приоритетное

значение. При оценивании должны учитываться и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Также применяются методы поощрения, словесные одобрения. Одних ребят надо убеждать в собственных

возможностях, успокоить, подбодрить; других - сдержать от излишнего

рвения; третьих - заинтересовать. Всё это формирует у дошкольников

положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для

общественной активности.

Дети, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются, в основном, по выполнению доступных им двигательных действий. Они направляют свои усилия на преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на познание самого себя. Ребенок должен понимать, что он бегает и прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть здоровым. Таким образом, предлагаемая методика учитывает

психологические и физические особенности воспитанников.

Обеспечение дифференцированного подхода с учетом

их физического развития и двигательной подготовленности; достижение

высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности,

образовательной и инструктивной направленности занятия; формирование у

обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими

упражнениями - всё это важнейшие требования современного занятия

физической культурой.

Вывод.

В связи с этим личностно-ориентированный подход понимается как:

- индивидуальный подход педагога к каждому ребенку, помогающий

ему в осознании себя личностью с определенными возможностями,

стимулирующими самостановление, самоутверждение и самореализацию;

- использование и активизация внутренних саморегулирующихся

механизмов развития личности;

- создание условий для самовоспитания, самосовершенствования и

саморазвития личности в контексте обучения, здоровья, физической

активности;

- создание условий для формирования у детей своего

собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей

деятельности;

- организация образовательного процесса с задействованием единства

эмоциональной и мотивационной сферы личности;

- образовательный процесс, критериями эффективности которого должны

являться условия его организации, обеспечивающие здоровье и качество

образования в сфере физического воспитания.

В реализации личностно-ориентированного подхода у дошкольников

формируется уверенность в своих силах, а это является фундаментом воспитания волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности.

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города ПионерскийФотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учрежденияхИспользование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. "Весёлые лужицы". Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Положение о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений I. Общие положения.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийСценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.

Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт)Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт) Ежегодно в нашем городе в ноябре месяце проводится городской смотр-конкурс, посвящённый Дню матери. Цель: повышение качества работы с дошкольниками.

Участие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организацийУчастие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организаций Команда ГБОУ Школа 1420 к. 10 02 февраля 2019г. смогла принять участие в районных соревнованиях по плаванию"Юный спасатель" среди дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личностно-ориентированный подход в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях по физическому воспитанию
Опубликовано: 15 мая 2020 в 08:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД