Ольга Верхотурцева
Личностно-ориентированная технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированная технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Процесс социализации начинает формироваться у ребенка в детстве и продолжается на протяжении всей жизни.
Задача ДОУ – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Публикация «Личностно-ориентированная технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель обучения – создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Что предполагает личностно-ориентированная технология.
Личностно-ориентированная технология-это воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Воспитатель развивает каждого ребенка индивидуально с учетом его возраста, интересов, запросов, личных возможностей и особенностей. Она означает партнерство в отношениях педагога и ребенка. Не давите на дошкольников-наоборот, помогайте им во всех сферах деятельности, подчеркивайте уникальность, побуждайте учиться и развиваться.
Создавать специальные условия для индивидуального развития дошкольников в детском саду не нужно. Достаточно, чтобы детям было комфортно, они чувствовали себя в безопасности, могли развивать природный потенциал.
Детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него.
Всегда нужно верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что в нем заложено. Учить детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
Общайтесь с каждым ребенком наравне. Воспринимайте каждого дошкольника как равного себе, но со своими проблемами, желаниями, интересами. Не ограничивайте общение только дисциплинарными указаниями: «ты должен сделать вот это», «здесь я решаю, чем ты будешь заниматься», «сейчас же сделай, как я сказала».
Чаще разговаривайте с детьми, интересуйтесь их домашними делами, настроением, планами жизни в детском саду (чем ребенок хочет заняться, во что и с кем поиграть).
Как реализовать личностно-ориентированный подход?
Основные правила:
• Взаимодействуйте с детьми на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи;
• Принимайте каждого ребенка как полноценного партнера;
• Помните, что ребенок развивается не только с вами, но и самостоятельно;
• Создайте в группе центры интересов: лаборатории, творческие кружки, и тп. Это побудит детей к саморазвитию;
• Учите детей самостоятельно искать решения для различных задач и не бояться делать выбор;
• Не заставляйте ребенка делать то, что он не хочет. Ищите подход, чтобы дошкольник сам захотел что-то сделать.
Разнообразьте развивающую предметно-пространственную среду группы. Чтобы дети без принуждения хотели получать новые знания и осваивать новые навыки, в группе нужно создать комфортную среду. Чем разнообразнее оснащена группа, тем лучше. Это обеспечит каждому ребенку выбор активности, которая будет ему наиболее интересна.
Еще Выгодский говорил о том, что для ребенка игра, это трудная работа над самим собой. Поэтому предметно-пространственную среду в группе надо организовать таким образом, чтобы каждый ребенок спокойно мог выбрать занятие себе по душе. Игровые уголки: парикмахерская, больница, магазин, семья, гараж, стройка расположены так, чтобы дети могли играть небольшими подгруппами.
Не сдерживайте активности детей и инициативы, хвалите за оригинальные идеи. Научите детей обмениваться мыслями, мнениями, оценками. Стимулируйте к активным действиям, которые помогают усваивать знания. Просите дошкольников дополнять и анализировать ответы других детей. Создавайте ситуации, когда каждый ребенок сможет достигнуть успеха, чаще хвалите дошкольников.
Принцип работы педагога при личностно-ориентированном подходе :
1. Не быть назойливым: у каждого свой мир интересов и увлечений;
2. Детям больше самостоятельности и права выбора;
3. Уметь вставать на позицию ребенка, видеть в нем личность, индивидуальность;
4. Помогать ребенку быть социально значимым и успешным.