Наталья Гончар
Летний экологический проект «Эти обыкновенные необыкновенные камни» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : познакомить детей дошкольного возраста с различными видами камней, их внешними признаками и свойствами; научить с ними играть и экспериментировать.
Задачи:
- научить различать виды камней по их внешним признакам;
- доказать свойства камней экспериментальным путём;
- развивать исследовательские навыки;
- совершенствовать умение наблюдать, выделяя сходство и различия предметов;
- развивать умение организовывать взаимодействие при работе в подгруппе (четыре человека за одним столом);
Публикация «Летний экологический проект „Эти обыкновенные необыкновенные камни“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
- содействовать формированию интереса к неживой природе (камням)
Содержание проекта
Подготовительный этап.
1. Чтение (прослушивание) рассказов: Л. Н. Толстого «Умная ворона»
2. Выбор объектов исследования.
4. Самостоятельный отбор камешков на морском пляже с родителями.
Практический этап:
1. Чтение и заучивание стихотворений, загадок, пословиц.
2. Практическая, экспериментальная деятельность с объектами неживой природы.
3. Совместное изготовление материала для дидактических игр.
4. Знакомство с объектами исследования в природе, наблюдение на участке.
5. Беседы-викторины, экскурсии.
6. Научить проводить длительные наблюдения, пополняя своими находками.
Педагогические методы:
1. Чтение художественных произведений.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Отбор предметных картинок по заданию воспитателя.
4. Рассказ воспитателя.
5. Исследовательская деятельность детей в поисках объекта наблюдения в природной среде обитания.
6. Изобразительная деятельность, творческая активность.
Заключительный этап: организация выставки всех выполненных творческих
Ход РАБОТЫ
1. «Разнообразный мир камней»
- разгадывание загадок;
- прослушивание фонограмм с шумом морского прибоя, камнепада;
- рассматривание иллюстраций.
Развивающая среда: - Загадка о камнях;
- магнитофон с различными природными шумами;
- фотоальбом с иллюстрациями различных полезных ископаемых и их применении.
Методическое обеспечение: - Элементы релаксации,
- музыкотерапия,
- развитие воображения.
Продуктивная деятельность: - Угадывание характера шумового эффекта;
- отбор иллюстраций по заданию воспитателя.
2. «Изучение нового материала»
- отбор морских камешков среди множества предложенных;
- определение свойств морских камней (гладкие, холодные, твёрдые, блестящие);
- определение свойств речных камен (шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами);
- практическая игровая деятельность;
- выводы, сделанные детьми самостоятельно.
Развивающая среда: - набор морских и речных камней на разносе в нужном количестве на рабочем столе для четверых детей;
- картонка с двумя полосками для дифференциации отобранных различных камней на каждого ребенка;
-два короба для соревнования в двух командах.
Методическое обеспечение: - смена позы в соответствии с видом деятельности;
- изложение нового теоретического материала сопровождается практическими действиями на реальном природном материале;
Продуктивная деятельность: Дидактическая дифференцированная игра: «Виды камней»
- дети разделяют множество камней на два вида.
Дидактическая игра-эстафета: «Речные и морские камешки»
- увеличение двигательной активности;
- закрепление теоретических знаний на практике.
3. «Свойства камней»
- твёрдость материала;
- сравнение твёрдости различных материалов (дерево, камень и ракушка при вбивании гвоздя с помощью воспитателя);
- плавучесть;
-изменение окраски в воде.
Развивающая среда: Для чистоты эксперимента – занятие необходимо провести на участке, имея необходимое место и оборудование:
-камешки;
- деревяшки;
- ракушки;
- вода в тазу,
- молоток для воспитателя,
- большой гвоздь.
Методическое обеспечение: Получение трудовых навыков из собственного опыта и из наблюдений.
Продуктивная деятельность: Дидактическая игра: «Учёные-экспериментаторы»
- проверка твёрдости исходного материала (камни, ракушки, деревяшки) посредством разбивания и вбивания в материал гвоздя;
- проверка материала на плавучесть;
- исследование намоченного материала по внешнему виду (изменение окраски, изменение веса).
4. «Каменная мозаика»
- изображение фигурок животных, цветов на стол с четырьмя детьми;
- отбор камешков нужной величины, формы и цвета;
- при желании можно камешки подкрасить гуашью для выразительности образа.
Развивающая среда: На каждый стол для четырёх детей обеспечить :
- достаточное количество разных камешков на широкой тарелочке;
- контур животного или цветка на картонке.
Методическое обеспечение: Картинку дети выбирают самостоятельно по согласованию подгруппы. Цвет, форму и величину дети выбирают индивидуально, по своему усмотрению.
Продуктивная деятельность: Детям предложены контуры различных картинок:
- жираф;
- бегемот;
- осьминог;
- ромашка;
- тюльпан;
- телефон;
- пирамидка и т. д.
По желанию детей картинки можно выдумать самостоятельно, выкладывая их на пластилиновую дощечку. Родителям предложить продолжить неподдельный интерес сделать картинки дома вместе с детьми.
5. «Горный ландшафт»
- воспитатель готовит бумажный муляж горного ландшафта из коробки, тарелки, смятых стаканчиков вместе с детьми;
- дети обмазывают изготовленный муляж пластилином разного цвета (зелёный, коричневый, белый, чёрный);
- горный массив обкладывается мелкими камешками, а пляж перед озером – мелкой ракушкой и песочком.
Развивающая среда: В начале работы дети видят исходный материал, как из него делается макет. Обеспечивается достаточный объем разноцветного пластилина для обмазывания поверхности макета. Камешки дети подбирают самостоятельно на участке из сухого каменного моря. Цвет и величина камешков для детей имеет смысловое значение.
Методическое обеспечение: Работа очень трудоёмкая, поэтому приходится работать по проявленному интересу детей. Дать детям возможность прожить с идеей конструирования, ожидая свежих предложений.
Продуктивная деятельность: «Постройка муляжа горного ландшафта»
Самостоятельное обмазывание и обкладывание пластилином и морскими мелкими камешками.
Заселение горного ландшафта его обитателями и посетителями: ящерицы, змеи, жуки
- на суше; рыбки, лягушки, крабы, русалки
- в горном озере; туристы, пляжные отдыхающие, как посетители ландшафта.
6.«Каменные насекомые»
- рассматривание иллюстраций о насекомых;
- общие черты и различия насекомых;
- рассматривание огромных каменных насекомых на участке;
- подбор маленьких морских камешков нужной формы.
Развивающая среда: - Альбом с иллюстрациями «Насекомые».
- Наличие огромных каменных насекомых.
- Подбор маленьких морских камешков по образцу для изготовления своих выбранных насекомых.
- Краски, кисточки, клей ПВА для закрепления красок.
Методическое обеспечение:Используется возможность «образного» этапа (наблюдение, демонстрация реальных предметов, как более доступного для дошкольника физиологического этап восприятия и переработки новой информации. Это позволит предупредить наступление утомляемости.
Продуктивная деятельность: Демонстрация реальных предметов (каменные насекомые).
Рассматривание иллюстраций о насекомых.
Подбор природного материала по образцу и подобию увиденного и наблюдаемого из природы.
7. «Закрепление знаний»
Для поддержания игрового момента дети становятся в круг, у воспитателя в руках большой мяч для передачи ребенку с мячом вопроса. Дошкольники говорят правильный ответ, передавая мяч обратно ведущему.
Методическое обеспечение: Поддержание умственной работоспособности в последней фазе проекта с помощью использования игрового метода.
Игра воспитывает постановку речи, требует правильного полного ответа на вопрос.
Продуктивная деятельность: Дидактическая игра «Правильно – неправильно»
В групповой комнате дети изучают правила игры, исполняют их сами, а потом, во время прогулки, дети самостоятельно выбирают ведущего и их смену.