Наталья Федосеева
Летний вариативный курс «Развитие творческих способностей учащихся средствами плетения изделий из газетных трубочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек. Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
Публикация «Летний вариативный курс „Развитие творческих способностей учащихся средствами плетения изделий из газетных трубочек“» размещена в разделах
Тема плетения – довольно широкая. Путешествуя по «дебрям» интернета, натыкаешься как на довольно древние виды искусства нашего народа (соломоплетение, лозоплетение, других народов (макраме, фриволите, плетение на коклюшках, так и на довольно «молодые» виды плетения, получившие широкое распространение в последние десятилетия во многом благодаря массовому освоению «всемирной сети». Среди них – плетение из газет, из фольги, лент, плетение косичек.
Хочется выделить плетение из газет по нескольким причинам:
• практически нулевая стоимость материала для плетения из газет на начальном обучающем этапе;
• возможность плетения из газет широкого спектра изделий.
Это такие поделки из бумаги, как «основательные» корзины для белья, сундуки, полочки и даже столики из газетных трубочек потолще, а с другой стороны – легкие изящные цветы, панно, вазочки из тонких газетных трубочек.
Сам мастер легко может варьировать толщину исходного материала; возможность использования для поделок из бумаги различных по стоимости материалов, в т. ч. очень доступных, для декорирования изделий. Имеется в виду невысокая стоимость пищевых красителей, которыми окрашивают трубочки, клея ПВА, морилки. При желании и возможности можно использовать и более дорогие материалы, но вполне возможно обойтись и малыми затратами, создавая при этом стильные и оригинальные поделки, сплетенные из газет. А кроме, того, часто бывает достаточно просто сплести поделки из газет и вскрыть клеем ПВА, разбавленным водой. В этом случае нет имитации плетения из лозы, но по оригинальности такие поделки из бумаги в определенном интерьере явно выигрывают; где-то в глубине души радует причастность к благородному экологическому движению. Ведь каждый плетельщик из газет утилизирует в своем «производстве» немалое количество бросового материала, создавая при этом нечто оригинальное, радующее как самого автора изделия, так и «одариваемых» людей.
Предлагаемый курс имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа курса предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Цель курса : Развитие творческих способностей учащихся, средствами плетения изделий из газетных трубочек.
Задачи курса
Обучающие:
• формировать навык работы с бумагой и клеем;
• обучить приемам и технологиям изготовления изделий.
Развивающие :
• развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
• развивать образное мышление и воображение.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к труду и людям труда;
• формировать чувство коллективизма;
• воспитывать аккуратность.
Принципы, лежащие в основе программы курса :
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Курс является краткосрочным и рассчитан на 54 часа, занятия проводятся 3 раза в неделю по 4 часа и ориентирован на детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
• радиационные,
• комбинированные,
• практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия :
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (самостоятельное выполнение работ);
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения по программе курса предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
• умение планировать порядок рабочих операций,
• умение постоянно контролировать свою работу,
• умение пользоваться простейшими инструментами,
• знание видов и свойств материала,
• овладение приемами изготовления несложных поделок,
• расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Способы проверки освоения программы курса
Подведение итогов по результатам освоения курса может быть в форме итоговой выставки детских работ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных решений исполнения задуманного.
Учебный план
№ Название темы, раздела Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие. Введение в учебную программу 4 4
2 Бумагопластика.
4 12 16
3 Гофрированный букет
4 12 16
4 Плетение из газетных трубочек 3 29 32
5 Итоговое занятие. Выставка работ «Город мастеров». 4 4
Итого 20 52 72
Учебно-тематический план
№ Наименование темы Всего часов Из них
Теория Практика
1. Вводное занятие. 4
1.1 Введение в учебную программу.
Знакомство с видами бумаги
Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты.
Изготовление закладки для книг. 2
2
2 Бумагопластика 16 4 12
2.1 «Складывание модулей».
Обработка шпагатом емкости для цветка. 1 3
2.2 Выкладывание модулей для создания цветка.
Завершение композиции «Цветок в вазе» 1 3
2.3 Цветные комочки – бумажная мозаика. Размещение мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту. 1 3
2.4 «Пластичная полоска».
Изготовление открытки “Белая лилия”. 1 3
3 Гофрированный букет 16 4 12
3.1 Цветы из гофрированной
бумаги. “Цветок с сюрпризом”.
Тюльпан. 1 3
3.2 Цветы из гофрированной
бумаги. Роза. 1 3
3.3 Цветы из гофрированной
бумаги. Пион. 1 3
3.4 Цветы из гофрированной
бумаги. Ромашка. 1 3
4 Плетение из газетных трубочек 32 3 29
4.1 Плетение из трубочек. Корзинка. 1 15
4.2 Плетение из трубочек. Поднос. 1 7
4.3 Плетение из трубочек. Ваза. 1 11
5 Итоговое занятие. Выставка работ «Город мастеров». 4 4
5.1 Выставка работ «Город мастеров». 4
Итого: 72 20 52
Содержание занятий
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Введение в учебную программу. Знакомство с видами бумаги Правила безопасности труда и личная гигиена.
Тема 2. «Бумагопластика».
Теория. Изучение техники складывания модулей, создания изделий бумажными комочками. Композиционное решение размещение мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту. Ознакомление с техникой выполнения изделий из полосок бумаги.
Практика. Выкладывание модулей для создания цветка. Завершение композиции «Цветок в вазе». Изготовление игрушки «Зайка - побегайка».
Выполнение изделий в технике бумажная мозаика.
Изготовление открытки “Белая лилия”.
Контроль: просмотр созданных ребятами работ.
Тема 3. Гофрированный букет.
Теория. Изучение видов гофрированной бумаги, видов цветов из гофрированной бумаги.
Практика. Изготовление цветов с сюрпризом. Тюльпан, Роза, Пион, Ромашка.
Контроль: просмотр созданных ребятами работ.
Тема 4. Плетение из газетных трубочек.
Теория. Изучение оборудования и художественных материалов, необходимые для занятий по плетению. Ознакомление со спецификой работы с материалом. Изучение техники плетения.
Практика. Плетение корзинки, подноса, вазы.
Контроль: просмотр созданных ребятами работ.
Тема 5. Итоговое занятие. Выставка работ «Город мастеров».
Практика. Выставка работ «Город мастеров».
Список литературы:
1. Агапова, И. А., Давыдова М. А. 200 лучших игрушек из бумаги картона. [Текст] И. А. Агапова – М. : Изд-во Лада, 2007.– 240 с.
2. Агапова, И. А., Давыдова М. А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. [Текст] / И. А. Агапова – М. : ИКТЦ Лада, 2008. – 95 с.
3. Долженко, Г. И. 100 поделок из бумаги. [Текст] / Г. И. Долженко – Ярославль: Академия развития, 2000. – 142 с.
4. Иванова, Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. [Текст] / Л. В. Иванова М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2008. – 78 с.
5. Лазарева, Н. М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги. [Текст] / Н. М. Лазарева – СПб. : Паритет, 2007. – 127 с.
6. Волкова С. И. Методическое пособие к курсу : Математика и конструирование. – М. : Просвещение,2 004. – 142 с.
7. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития, 2001.– 142 с.
8. Мойе С. У. Занимательные опыты с бумагой. – М. : АСТ: Астрель, 2007. – 130 с.
9. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М. : Изд. Скрипторий, 2008. – 48 с.
Утверждена
зам. директора
МБОУДО «ДД (Ю)Т г. Пенза
___
«___»___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации вариативного курса «Фантазия Бум»
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе художественной направленности
«Город мастеров»
на 2018 - 2019 учебный год
Педагог дополнительного образования
Федосеева Наталья Владимировна
Пенза, 2019
Рабочая программа по реализации вариативного курса «Фантазия БУМ»
Содержание курса
№ занятия Тема занятия Кол-во часов Примечание
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие. Введение в учебную программу.
Знакомство с видами бумаги.
Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты.
Изготовление закладки для книг. 2 2 4
2 «Бумагопластика». «Складывание модулей».Обработка шпагатом емкости для цветка. 1 3 4
3 «Бумагопластика». Выкладывание модулей для создания цветка. Завершение композиции «Цветок в вазе» 1 3 4
4 «Бумагопластика». Цветные комочки – бумажная мозаика. Размещение мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту. 1 3 4
5 «Бумагопластика». «Пластичная полоска». Изготовление открытки “Белая лилия ”. 1 3 4
6 Гофрированный букет. Цветы из гофрированной
бумаги “Цветок с сюрпризом”.
Тюльпан. 1 3 4
7 Гофрированный букет Цветы из гофрированной бумаги. Роза. 1 3 4
8 Гофрированный букет. Цветы из гофрированной бумаги. Пион. 1 3 4
9 Гофрированный букет. Цветы из гофрированной бумаги. Ромашка. 1 3 4
10 Плетение из газетных трубочек.
Изготовление круглого донышка корзины 4 4
11 Плетение из газетных трубочек.
Послойное плетение стенок корзины 4 4
12 Плетение из газетных трубочек.
Изготовление ручки для корзины 4 4
13 Плетение из газетных трубочек.
Закрашивание корзины 1 3 4
14 Плетение из газетных трубочек.
Плетение из двух трубочек Изготовление подноса с круглым дном из картона. 1 3 4
15 Плетение из газетных трубочек.
Закрашивание подноса 4 4
16 Плетение из газетных трубочек.
Плетение из двух трубочек. Изготовление вазы для цветов 1 3 4
17 Плетение из газетных трубочек.
Закрашивание вазы. 4 4
18 Итоговое занятие. Выставка работ «Город мастеров». 4
Итого: 20 52 72