Елена Сергеевна Погодина
Лесенка успеха — помощник в моей творческой работе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение г. Владимира
«Детский сад № 103»
Подготовила воспитатель
Погодина Елена Сергеевна
г. Владимир 2017 г.
С первых дней как я начала работу в детском саду воспитателем я работаю по программе – технологии Н. М. Крыловой и В. Т. Ивановой «Детский сад – Дом радости». Услышав и узнав эту программу, я в нее сразу влюбилась. Посетив авторские курсы, очень много для себя узнала. И это дало прекрасные результаты: выпускники нашей группы показывают высокий уровень подготовки к школе, абсолютное большинство детей в начальных классах учатся на "4" и "5". Сделала уже 2 выпуска. И в этом году снова выпускаю дошколят в школу.
Публикация «Лесенка успеха — помощник в моей творческой работе» размещена в разделах
Всю работу с детьми я строю с помощью «Лесенки успеха».
«Лесенка успеха» - это научно – методическое средство, которое вбирает в себя и методы, и формы, и условия, и результаты деятельности педагога и ребенка. Она состоит из 4 ступенек.
Четыре ступеньки лесенки соответствуют четырём уровням овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельность, творчество).
Эту технологию я использую для обучения детей по всем видам деятельности. Очень хорошо она работает по обучению продуктивным видам деятельности.
Каждая ступенька последовательна и ничего не должно быть упущено. С помощью этой технологии ребенку легче освоить преподносимый материал, т. к. воспитатель продумывает и сам проигрывает весь материал.
I ступенька - это мотивация деятельности этап знакомства с новой деятельностью. Где воспитатель выступает в роли артиста, а ребенок в роли – «очарованного зрителя».
Цель педагога – вызвать у ребенка желание научиться выполнению демонстрируемой им деятельности. Эту форму «спектакля» воспитатель применяет в разных вариантах до тех пор, пока ребёнок действительно не будет «очарован» и не проявит инициативу учиться, сказав: «Научи меня. Я тоже хочу так же делать».
II ступенька - актерскую импровизацию воспитателя можно назвать «вкусный собеседник». Цель педагога – содействовать ребенку в овладении им деятельности до уровня самостоятельности.
Ребёнок уже включился в освоение заинтересовавшей его деятельности, но ему ещё необходимо содействие взрослого, диалог с ним. Причём время обучающего общения определяется именно дошкольником. До тех пор, пока интересно («вкусно», он упражняется в деятельности, а как устанет, наскучит, станет «невкусно», он откажется от общения. Но и воспитателю, чтобы достичь цели, нужно проявить очень большое терпение и мастерство, чтобы подольше оставаться «вкусным собеседником» для воспитанника.
III ступенька – это уровень самостоятельности, для которого характерны инициатива, автономность и ответственность в достижении результата.
Именно на уровне «третьей ступеньки» и возникает место того, что принято называть «занятием». Здесь реализуется возможность каждого ребёнка стать участником новой коллективной формы деятельности (занятия, игры, труда, рисования и т. д.). Здесь можно независимо от непосредственной помощи взрослого, ответственно и радостно, с уверенностью в успехе достигать результата, давать самооценку и себе как автору созданного, и тому продукту, который был ребёнком получен. А потом ребёнок сам решает, нуждается ли работа в изменении, находит время, когда её можно улучшить или сделать заново. Здесь раскрываются возможности выбора, прогнозирования успеха, применения волевых усилий, переживания радости от сотрудничества. Здесь воспитатель выступает в роли – «дирижера», а дети – «заботливые исполнители».
IV ступенька - вершина и одновременно старт для новых начинаний. Дети, научившись самостоятельно что-то делать, найдя индивидуальный стиль исполнения деятельности, используют уже её как средство и форму для выражения своей неповторимости, превращаются в «артистов», творцов. Самостоятельность и потребность в творчестве позволяют им строить между собой отношения, основывающиеся на признании взаимных достоинств, искреннем интересе и симпатии друг к другу. Этот уровень проявится сам, если предыдущие освоены полноценно - это следствие работы. А воспитатель - «Очарованный зритель», она любуется детьми, радуется вместе с детьми успехами.
Поскольку каждый ребёнок в освоении любого вида деятельности восходит по «Лесенке успеха» в своём темпе, с учётом своего пола, темперамента, то никакая технология не может освободить воспитателя от ежеминутной творческой работы по определению необходимой формы сотрудничества с конкретным ребёнком и с коллективом детей.
Каждую минутку нам воспитателям приходится анализировать и диагностировать уровень выполнения деятельности, как всей группой детей, так и отдельными воспитанниками, чтобы правильно определить свою актерскую палитру, роль.
Читая книги-сценарии дня, я учусь, как в кино, раскладывать день на кадры, определяя каждый раз свою роль в «съёмках» каждого. И может случаться так, что за небольшой промежуток времени, я всё время меняю свои роли, то артист, то «вкусный собеседник», то дирижёр, то зритель.