Татьяна Морева
«Лес всем друг». Комплексное занятие по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18»
Комплексное занятие
в подготовительной группе:
«Лес всем друг»
Составила: воспитатель Морева Татьяна Валерьевна
Сергиев Посад
Программное содержание.
Публикация «„Лес всем друг“, Комплексное занятие по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
1. Систематизировать представление детей об осеннем лесе и его обитателях. Углубить знание детей о жизни насекомых (муравьях)
2. Продолжать учить детей анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
3. Учить детей правильно употреблять притяжательные прилагательные, активизировать их в речи детей. Продолжать работу над лексикой. Развивать монологическую и диалогическую речь.
4. Развивать психические процессы: воображение, память и воспроизведение, логическое мышление; тонкую моторику рук.
5. Воспитывать любовь к природе, продолжать формировать положительные эмоциональные отношения к ней.
6. Воспитывать чувство товарищества, желание помочь.
Ход занятия.
Воспитатель с детьми заходит в группу:
«Изо всех земных чудес мне милее русский лес,-
И веселый молодой и задумчивый седой.
Хоть в любое время года, хоть в любую непогоду
Лес прекрасен, посмотри, сюда тихонечко войди…»
Ребята, приглашаю вас в осенний лес. А что, по-вашему, такое «лес»? (ответы детей)
Давайте закроем глаза и послушаем шелест листвы, веселый щебет птиц… Почему-то я ничего не слышу, а вы? Почему так тихо в осеннем лесу? (дети говорят, что листья опали, птицы улетели в теплые края, звери готовятся к зимней спячке)
Все верно. Постойте – кажется, кто-то плачет? (увидели муравья) Кто это? А почему он плачет? (дети высказывают свои предположения, воспитатель подносит муравья к своему уху)
Все понятно. Муравей говорит, что уже середина осени – а муравейник еще не достроен. Как мы можем помочь муравьишке? (дети предлагают достроить ему муравейник)
Ты, муравьишка, не плачь. Мы тебя не обидим и поможем чем сможем. Только ты успокойся и послушай, что мы знаем о муравьях.
«Муравьи живут семьей. В семье есть царица. Она живет в самом укромном месте. Мелкие муравьи-няньки ухаживают за ней, а большие муравьи-рабочие строят муравейник, добывают пищу, заботятся о молодом поколении. В верхней части муравейника живут солдаты, их обязанность – защищать общий дом от других муравьев. Такие случаи нападения бывают. Но человеку разорять муравейники нельзя! Всегда надо помнить, что лесные муравьи – верные помощники человека в защите лесов от вредителей. А недавно мы узнали, что муравьи живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Это лишь верхний этаж муравейника, главная же его часть уходит глубоко под землю. Перед дождем миуравьи зарывают входы и выходы, а в теплую погоду выносят иногда погреть белые муравьиные «яйца»)
Ну а теперь отправимся в лес за строительным материалом, мы же обещали помочь муравьишке (дети подходят к столу, где лежат березовые листья). Посмотрите – здесь задание. Как только мы его выполним – сможем начать строительство муравейника.
1. бабочки должны сидеть на цветах, чтобы пит нектар, и не должны сидеть, потому что очень заметны. Как быть?
(садится на цветы одинаковые по окраске с крыльями бабочки)
2. Щука должна есть рыб, чтобы не умереть с голода, и не должна есть рыб, чтобы они были целы (есть слабых и больных рыб)
3. Муравьи должны жить в лесу зимой, и не должны, так как могут замерзнуть от холода. (строить высокие муравейники)
Молодцы, хорошо стараетесь. А теперь минутку отдохнем. Пусть наши пальчики превратятся в жучков (гимнастика) : «Жук летит, жужжит, жужжит, и усами шевелит «ж-ж-ж»
Смотрите, а вот еще одна веточка для муравейника. У этой еловой веточки тоже есть вопросы.
1. Назовите лесные цветы.
2. Какая ягода заменяет лимон? (клюква)
3. Какие цветы употребляют в пищу? (одуванчик, роза)
4. Какое растение помогает при ссадинах, ранах и ожогах? (подорожник)
А теперь представьте, что каждый из нас превратился в цветок (пантомима) шепотом назовите хором его имя. Молодцы и эту веточку теперь тоже можно отнести в муравейник. А вот и дубовый лист. Что он для нас приготовил?
1. Растет ли дерево зимой?
2. Как надо вести себя в лесу?
3. почему лес погибнет, если вырубить все старые деревья (в дуплах живут мыши, гнездятся птицы, поедающие опасных для леса насекомых)
Можно отнести дубовый листочек в муравейник. А сейчас давайте сядем на эту чудесную поляну и немножко отдохнем (сценка «Лиса и Еж»)
…Однажды на лесной поляне встретились еж и лиса…
Что ж, пора приниматься за работу. Пойдемте дальше, - а вот и кленовый лист с вопросами:
1. Чем покрыто туловище у рыбы? (чешуей)
2. Кто видит ушами? (летучая мышь)
3. Чем слышит кузнечик? (лапками)
4. Что происходит зимой в берлоге у медведицы? (рождение медвежат)
5. Кто из животных осенью готовится к зимней спяке? (медведь и еж)
Физминутка «ёж» (движение со словами)
«Раз,два – превращаюсь я в ежа»
Молодцы (дети относят листок)
Вот и липовая веточка
1. У кого самый острый слух? (сова)
2. У кого самый сильный яд? (змея)
3. Кто самый зубастый? (акула)
4. Кот самый умный из животных? (дельфин)
Все правильно. (дети относят веточку)
А теперь попросим зрителей внести свой вклад в строительство муравейника:
Почему птицы не хоят высижывать кукушкино яйцо? (после ответа зрителей проводится физминутка «ветер» : «Вдруг поду ветерок, превратились все в листочки»)
Ребята, посмотрите, а наш муравейник уже готов. И муравьишка хочет нам что-то сказать (подносит к уху ребенка)
- Скажи что тебе прошептал муравей на ушко? (воображение ребенка) А еще он мне сказал что приглашает нас на новоселье. А что такое новоселье? (ответы детей)
В гости ходят с подарками и сейчас каждый из вас сделает подарок муравьям. Садитесь поудобнее за столы и скорей начем работу. (поделки из природного материала под классическую музыку)
Готовые работы дети ставят на столах возле муравейника.
К зрителям: Как вы думаете, ребята справились с заданием? Теперь муравьям будет тепло зимой. Они будут любоваться вашими подарками и вспоминать вас.
«У природы круглый год обучаться надо
Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.»
Что ж простимся, как настоящие добрые друзья
1. прикоснитесь правой рукой к левой руке друга и ласково сожмите
2. Положите левую руку на правое плечо друга и дружески похлопайте.
3. Уверенно пожмите правую руку друг друга.
4. Подмигните левым глазом друг другу
5. Поднимите обе руки сделайте прощальный жест.