Замараева Виктория Максимовна
Лепка как средство развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка - это процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом: влажной глиной, пластилином, воском, тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т. п.
Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Пименова Е. П. подчеркивает, что «чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев» Какова связь руки и мозга, и как развитие моторики помогает в развитии речи?
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие мелкой моторики рук крайне важно для детей. Оно тесно связано с развитием речи. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Во время занятия активизируются соответствующие отделы мозга, стимулируя при этом соседние зоны, отвечающие за речь. Сначала малыш овладевает тонкими движениями рук, затем в его речи появляются первые слоги. Последующее формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка. На кончиках пальцев находятся рецепторы, связанные с головным мозгом. Разминая глину, ребенок использует подушечки пальцев и тем самым подает импульсы в мозг.
Во время работы с глиной у ребенка развивается моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук. Чем больше ребенок будет лепить, тем быстрее и яснее он научится говорить.
Ручной лепкой могут заниматься совсем маленькие детки. В возрасте 2-3 года ребенок может открывать различные ящики и доставать их содержимое, играет с песком, нанизывает бусы, лепит незатейливые фигурки с пластилина или глины.
У детей с высоким уровнем развития мелкой моторики также хорошо развиты логическое мышление, внимание и память. С помощью мелкой моторики можно развить воображение, координацию движений, двигательную и зрительную память. Лепка активно развивает мелкую моторику рук ребенка.
Еще одна специфическая черта лепки - ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Таким образом, лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивает интеллект ребенка.
Методы обучения детей лепке разнообразны, но все оно используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Выделяют следующие методы:
1. информационные (экскурсии, прогулки, диафильмы, видеофильмы; обследование предметов; образец; анализ детских работ; объяснение; вопросы к детям; поисковые вопросы к детям.)
2. практические (сам процесс лепки);
3. наглядные (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);
4. словесные (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.)
5. исследовательские ( ребенок проводит исследования: какой цвет картона, пластилина выбрать; как можно получить разнообразные цвета и оттенки пластилина; как лучше расположить рисунок на картоне или орг. Стекле; как интереснее изобразить тот или иной предмет.)
6. игровые (дидактические, творческие, развивающие игры, игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).
В игре школьник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.
Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной цели и её успешному достижению.
Ценными методами для развития мелкой моторики руки является практические, то есть сам процесс лепки.
Можно выделить основные приемы лепки такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием, защипывание (края, отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы - это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез, строгание.
Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.
Приёмами отделки формы можно назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры.
Таким образом, во время лепки дети, используя различные приёмы, обучаются разнообразным движениям рук. Эти приёмы (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др.) положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребёнка, учат работать кончиками пальцев, делая их более чувствительными